Смерть и воскресение богов
916
просмотров
«Смерть и время царят на земле» - эти поэтические откровения великого русского философа Владимира Соловьева, очень образно описывают человеческий удел на земле. Но, что же тогда составляет удел богов? Бессмертие, вечность, блаженство? - так по крайней мере полагают большинство религий, однако есть и исключения.
фото: Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид

Смерть предписана богам в скандинавской мифологии, в буддизме и в так называемых некоторых примитивных религиях. Сомневались в бессмертие богов и некоторые философы, начиная с Гераклит Эфесского(VI в. до н.э.). Но с бессмертными богами порой происходили странные истории, бессмертие словно пытались проникнуть в человеческий удел: умирая и воскресая, вновь обретая бессмертие, это происходило следующим образом... В древних религиях часто присутствует смертельный конфликт одного из богов героев, с божеством разрушителем или демоническим чудовищем вроде дракона. Такова коллизия отношений древнеегипетских богов «Осириса и Сета», угоритских божеств «Баал-Хаддада и Муту», в результате которой один из богов погибает.

фото: Баал-Хаддада

Осирис разрублен на части Сетом, а Баал-Хаддад предательски убит богом подземного царства Муту, однако существует и другая версия смертельного конфликта. Один из богов или обожествленных героев навлекает на себя гнев или становится вольной или невольной жертвой более могущественного существа, к примеру шумерский бог- пастух Думузи отправленный как заложник в подземное царство своей божественной супругой Иннаной. Эллинский коллега Думузи Адонис, навлекает на себя гнев то ли Персефоны, то ли Артемиды, также отправлен в подземное царство. Однако и Думузи и Адонис могут возвращаться, что приносит воскресение и рассвет природе.

фото: Хосе де Рибера. Адонис и Афродита. 1637. Национальная галерея палаццо Корсини. Рим

На поиски убитого или исчезнувшего бога чаще всего отправляются женщины — жена, сестра, мать, реже сын или какой другой сородич. Найдя убитого или отправленного в подземное царство, что кстати не всегда одно и тоже, божественные спасатели возвращают его в жизнь. Воскреснувший или обретенный бог возвращается в свой прежний статус, а порой становиться по совместительству владыкой подземного мира, что собственно и произошло с древнеегипетским Осирисом. Именно его Осириса древнеегипетские гимны воспевают как «бога вечности, царя богов, чьим именам нет числа, чьи воплощения святы». А в воскресение призывают знаменитые тексты пирамид, старейшие из которых относятся к XXIV в. до н.э. - «Хотя ты уходил, да придешь ты! Хотя ты спал, да проснешься ты! Хотя ты умер, да оживешь ты! Встань!»

фото: Настенная роспись с Осирисом

Чаще всего в логике древнего мифа смерти и воскресение божества, описывают великую драму мироздания, запечатленную в извечном цикле смен времен года. Осирис научивший древних египтян скотоводству и земледелию, отождествлялся с зерном ячменя или пшеницы, ведь зерно это матрица жизни. А в смерти и в воскресение Осириса, быть истинно отождествлялись, с разливами и отливами Нила. Однако в приданиях об умирающих и воскресающих божествах, порой присутствует и другая сторона, нежели та, которую можно однозначно связать с циклом времен года и культом плодородия.

фото: Дионис с канфаром. Амфора работы Берлинского вазописца, Лувр

Зачем боги умирают и воскресают? Для того, чтобы победить своего божественного оппонента и приобрести еще большую власть над миром? А может быть, проходя через эту поденную человеческую метаморфозу страдания и смерти, они хотят сообщить людям нечто важное об их земном уделе, приоткрыть для них завесу бессмертия. Именно об этом говорят эллинские мистерии древнего Элевсина. В сложном ритуале этих мистерий повещенным «мистам», давалось возможность пережить страдания и смерть, и обрести новое рождение за пределами земной жизни. Взаимные сопричастности в страдание бога и человека становятся центральной темой орфического мифа о Дионисе, эллинского бога: в буйстве природных сил, в виноделие религиозного экстаза и в вдохновение.

фото: Гадес и Персефона на троне в царстве мертвых (5 в. до н.э.)

Мистическая секта орфиков берущая свое начало во Фракии, к началу VI века сформировала свое учение основывающуюся на откровение мифического поэта Орфея. По приданию: Орфей получил это откровение от самого Диониса; Дионис будучи сыном Зевса и Персефоны должен был стать наследником верховного бога. Узнав об этом титаны восставшие на Зевса, из ревности убивают и пожирают Диониса. Бестолковых и амбициозных титанов, Зевс поражает молнией, а из их останков творит род человеческий. Поэтому в человеческой природе соединен и титанический, то есть греховный элемент и элемент деонисийский, который является залогом его спасения. Учение орфиков имела глубокую этическую природу, а целью орфеевой общины ставилось истолковывать миф о растерзанном воскресшем Дионисе, как вселенскую тайну божественного страдания и воскресения.

фото: Статуя Юпитера (Зевса) в Эрмитаже

Тут наверно нужно подходить к финальному шагу, от Диониса к Христу. Действительно этот переход в истории культуре человечества, многим мыслителям представлялся особо значительным и символическим. Однако тема Крестной Смерти, Воскрешения Христа и Пасхальной Тайны, в которой как говорит христианская гимнография: «Жизнь и Смерть противостоят друг другу в смертельном поединке, и сам Христос, воскреснув, умерщвляет Смерть», тема совершенно особая и о ней чуть поздней.

Ваша реакция?