Последние хоббиты современности - «амиши»
612
просмотров
Чем выделялись знаменитые маленькие герои Джона Рональда Руэла Толкина из повести «Хоббит, или Туда и обратно» и романа «Властелин Колец» - хоббиты? Все же помнят этот потешный народец?

Они выделялись своей замкнутостью. Но в мире, написанном Толкином, все нации или государства жили более-менее замкнуто. Однако замкнутость хоббитов была особого рода. Она была обусловлена не столько объективными, сколько субъективными причинами. Хоббиты знать не знали и знать не хотели чужаков. Им было вполне уютно в своем маленьком мирке. И любые проникновения извне в этот маленький мирок они воспринимали с крайним неудовольствием. Примерно то же, с изрядной долей преувеличения, конечно, можно сказать и об амишах.

Религиозные простолюдины

Религиозные простолюдины

Действительно, амиши – это религиозные простолюдины. Причем в данном случае в слове "простолюдины" главное - не указание на низкое положение в сословном смысле (хотя не графья, конечно), а указание на простоту и незатейливость жизни. Хотя, насчет незатейливости, это тоже не вполне справедливо. Амиши – те еще затейники. По крайней мере, ради того, чтобы исполнять придуманные ими самими для себя всевозможные ограничения, они прибегают к такой изобретательности и ухищрениям, что самые отъявленные авантюристы обзавидовались бы. Итак, амиши – это религиозная группа. Достаточно обширная. И все-таки давайте поподробней.

Осознанный выбор

Осознанный выбор

Амиши – это, если говорить коротко, консервативное ответвление от меннонитства. Которое, в свою очередь, тесно связано с реформационным движением шестнадцатого века в Нидерландах, движущей силой которого были анабаптисты. Отсюда – упор на сознательное (а не во младенчестве) крещение. Отсюда же радикальный пацифизм – не применение силы и даже непротивленчество. Отсюда же и вынужденная эмиграция каждый раз, когда их пытались силой заставить служить в армии. В основном меннониты и, естественно, амиши устремлялись в далекую Америку. Но, например, по приглашению Екатерины Второй меннониты эмигрировали и в Российскую империю. Что касается конкретно амишей, то они в массе своей осели в современных США и Канаде. Амиши, как и большинство протестантских деноминаций, толкуют Библию очень строго, практически буквально. В большинстве своем обходятся без культовых зданий и очень замкнуты в своей общине. Они по преимуществу не занимаются миссионерством и очень-очень неохотно принимают к себе так называемых «сторонних людей», людей из большого мира. Однако главное все-таки – сознательный выбор крещения. И позже мы к этому еще вернемся.

Скажем сектантству нет!

Но вот, при том при всем, амиши вовсе не сектанты. Закрыты – да. Упирают на свою правоту как на истину в последней инстанции – да. Но не сектанты. Уже хотя бы потому, что не рвут окончательно связи с теми же меннонитами и не ставят слишком уж жестких границ между собой и большим обществом. Кроме того, в отличие от большинства сектантов, амиши, как уже говорилось выше, не заражены назойливым миссионерством. Они лишь хотят, чтобы сторонние не вмешивались в их простую сельскую жизнь. В общем, хотя грань между сектой и амишами как деноминацией тонка, она все же есть.

Их вера – их крепость

Вообще, когда знакомишься с образом жизни амишей, возникает четкое ощущение, что их община в современном мире – как осажденная крепость. В нашем бурном мире, вновь стирающем и внешние, и внутренние границы, словно морской прилив рисунки на песке, амиши стремятся сохранить не столько идентичность, сколько банальный здравый смысл, как-то выйти из складывающегося круга всеобщего сумасшествия. Другое дело, что это их стремление со стороны тоже кажется порой безумием.

Семья – ячейка общества

Семья – ячейка общества

Но нельзя не отдать должное некоторым из их опор. Как сказали бы сейчас у нас – скреп. И важнейшая из них – семья. Амишам присущи большие семьи. Они верят в то, что так хочет Бог. Главное жизненное предназначение амиша – жить в соответствии с этим желанием Всевышнего. То есть воспитывать детей, ладить друг с другом, с соседями и, конечно, родней. Это своеобразный амишский ответ на всеобщее сумасшествие в виде преклонения современного общества перед разнузданным эгоизмом и атомизированием человеческой жизни, когда каждый – индивидуальность, но вряд ли личность. Просто потому, что личность невозможна без того, чтобы вмещать в себя другие личности и межличностные взаимоотношения. Амиши за общение против коммуникации. Возможно, именно поэтому они ограничивают использование средств связи в своей жизни, считая, что живое общение не заменит ничто – ни телефон, ни, тем более, соцсети. Так что семья для амиша – всё. Даже численность общины у них считается не по числу отдельных приверженцев, а по числу семей.

«…за наше счастливое детство»

«…за наше счастливое детство»

Амиши очень внимательны к детям. Они не просто плодят их взводами, они берут за них ответственность пере Богом. На мужчине – особая роль. Он ответственен за всю семью. И если он будет относиться к этой миссии без должного усердия, значит, нарушит волю Бога. Вообще, детей амиши воспитывают в строгости. С детства приучают к труду и дисциплине. Это не значит, что ребенок не имеет права голоса, но любое сквернословие, любое кривляние или привычные нам истерики – неприемлемы. Тем более это касается юношества. Считается, что в уж в таком «взрослом» возрасте ты вполне можешь высказать свое недовольство, если оно имеет место, подобающим образом.

Что касается образования, то амиши дают своим детям обязательное начальное формальное образование – восемь классов. Дальнейшее образование считается необязательным, так как всему, что пригодится человеку в простой сельской жизни, семья может научить сама.

Старикам везде у них почет…

Старикам везде у них почет…

Знаете, у стариков в общинах амишей нет проблемы одиночества. Они не заканчивают свои жизни в домах престарелых или прочих подобных заведениях-интернатах, куда благодарные потомки, которым вечно некогда в борьбе за карьеру и деньги, с радостью выпихивают своих родителей. Нет. Старики амишей до самой смерти сохраняют свою социализацию в общине. Он не замкнуты в четырех стенах, они не изолированы от жизни. Они участвуют во всем по мере сил. Даже работают, если хотят. В своем, конечно, темпе, делая то, что им по силам. А если пожилой амиш заболеет, он может быть твердо уверен, что его семья будет заботиться о нем точно так же, как он когда-то заботился о ней. Эта традиция свято чтится в общинах амишей.

Хома Брут и холодильник на керосине

Хома Брут и холодильник на керосине

Как уже было сказано выше, защищаясь от сумасшествия современного индивидуализированного общества, амиши сами перегибают палку настолько, что выглядят как сумасшедшие. Рядовой амиш похож, порой, на гоголевского Хому Брута, очерчивающего меловой круг, чтобы спастись от нечистой силы. Так, например, они славятся крайне ограниченным использованием современных технологий. О телефонах уже было сказано. Но иногда доходит просто до смешного. Например, они могут пользоваться какой-нибудь газонокосилкой или какой-то другой техникой для работы в поле с бензиновым двигателем. Не вопрос. Вот только перемещаться в пространстве эта техника будет за счет тягловой силы лошади или даже человека.

Вообще же, амиши не считают технологии дьявольскими изобретениями и находят выходы из клетки тех ограничений, которые сами себе поставили. Например, их консерваторы не приемлют ванных комнат в доме или холодильников, или еще каких-то удобств, облегчающих жизнь, особенно сетевого электричества. Однако более продвинутые амиши обходят эти запреты, используя аккумуляторы или автономное электричество. А отдельные семьи умудряются использовать бытовые приборы, работающие без электричества. Как вам, например, холодильники на керосине? Но вот на смотрение телевизора у амишей тотальный запрет. И когда видишь, во что превращается телевидение, думаешь: а может, это и правильно.

«Думайте сами, решайте сами…»

«Думайте сами, решайте сами…»

А теперь, как и было обещано, еще раз об осознанном выборе амишей. У них не принято крещение во младенчестве. Они считают, что человек должен сам сделать свой выбор. Малого того, не только выбор быть христианином или не быть, но и, сделав выбор в пользу Христа, человек должен сам решить, хочет ли он быть членом общины амишей или готов поискать себе другую христианскую конфессию. Так, юноши и девушки в возрасте от шестнадцати лет должны пройти некий испытательный срок. Им позволяется увидеть все и решить, хотят ли остаться в общине или готовы пуститься в плавание по опасным водам большого мира. Никто никого не принуждает.

Последний бастион

Последний бастион

В жизни амишей много необычного: начиная от одежды и заканчивая взаимоотношениями полов. К примеру, женятся или выходят замуж члены амишской общины только на своих и за своих. Это не означает выбор именно в конкретной общине, но это означает выбор среди амишей или, в крайнем случае, среди консервативных меннонитов. Что влечет за собой наследственные признаки в этой религиозной группе, включая наличие наследственных болезней. Но, как бы там ни было, надо признать, что амиши вряд ли устоят как бастион среди бушующей вокруг сечи. Нет, в конце концов, стены повалятся, и они ассимилируются так или иначе. Другой вопрос, что сейчас многие вновь вспомнили о совей идентичности, о том, что нельзя разрушать даже в глобальном обществе, на пороге которого мы стоим. Своя вера, свои традиции, свой язык – это то, без чего глобальное общество сначала низводит личность до простой индивидуальности, единицы в паре двоичного кода, а потом и просто стирает ее в пыль. Знание не живет вне культурной оболочки. Это как обложка книги, без которой страницы так и норовят рассыпаться и разлететься на ветру. И не прочтешь.

Ваша реакция?