Джон Тенниел: путь дважды рыцаря Великой Британии
787
просмотров
На родине Джона Тенниела помнят как выдающегося политического карикатуриста, который полвека трудился в «Панче». У нас же его знают и любят как первого иллюстратора книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Одноглазый остроглаз

Острый глаз, твердая рука, папа — преподаватель фехтования и танцев. Казалось, что карьера военного предназначена юному Джону самой судьбой. Отец уже видел сына на коне и в форме. Тем более, что живя в благородной бедности, он не мог обеспечить формального образования своим 6 детям. Мальчик же оказался не только талантливым, но и строптивым. Он хотел держать в руках не шпагу, а кисть. Юный Тенниел поступил в Королевскую Академию художеств, но бросил обучение… из-за ненависти к урокам живописи. Хотя, чему могли там научить юношу — ведь уже в 16 лет его работы начали выставлять в престижной галерее на Саффолк-Стрит, а в 25 поручили нарисовать фреску «Аллегория правосудия» для Палаты лордов в Вестминстерском дворце.

Его талант художника быстро получил признание и к Тенниелу рекой полились заказы.

Правда, блестящая карьера чуть трагически не прервалась. Когда Джону было 20 лет, отец нанес ему удар шпагой в глаз. Это случилось на тренировке — с оружия Тенниела-старшего слетела защитная насадка. На протяжении многих лет художник постепенно слеп на правый глаз, но он никогда не говорил отцу о серьезности раны, так как он не хотел его огорчать.

«Заговор», масло, 1850.

Тенниел написал картину на тему знаменитого «Порохового заговора», который некоторые современные историки называет первым террористическим актом. В начале XVII века группа английских католиков попыталась взорвать здание парламента, чтобы уничтожить короля Якова I.

Братство Панча

Несмотря на проблемы со зрением, а может и благодаря им, Тенниел обладал феноменальной зрительной памятью. Это качество ему очень пригодилось, когда в 30 лет его пригласили занять пост карикатуриста в «Панче» — влиятельном еженедельном журнале юмора и сатиры. В журнале печатались Чарльз Диккенс, Алан Милн и Дж. К. Джером. В «Панче» впервые был опубликован роман Теккерея «Ярмарка тщеславия». Кроме Тенниела, с «Панчем» сотрудничали такие известные художники, как Майлз Фостер и Этель Рид. Эту троицу прозвали «Братством Панча». Так что, хотя Тенниел считал себя серьезным художником, не способным создать что-либо смешное (Он как-то спросил друга: «Они что там, считают, что во мне есть что-то забавное?»), приглашение Панча принял и проработал в журнале полвека.

Впрочем, надо знать и английский подход к сатире: иносказания, аллегории, и аналогии — нечто вроде басен на «злобу дня». Мысли, которые нужно проиллюстрировать: опасный поворот в политике, пустые обещания, новый проект в Парламенте, предпринятая экспедиция… Тенниэл был «в курсе», с идеями, как показать ситуацию, и при мастерстве!

Рассказывают, что свои потенциальные мишени Тенниел старался рассмотреть лично. Однажды его пригласили в дом 10 на Даунинг-Стрит, чтобы он смог изучить лицо Вильяма Глэдстоуна — будущего премьер-министра Великобритании, «политический голос страны», как называли его неофициально. Глэдстоуну карикатура Тенниела не понравилась и знакомство с художником он прервал, но зла не затаил. В 1893 году именно Уильям Гладстон, будучи премьер-министром, присвоил 73-х-летнему Тенниелу титул рыцаря.

Кстати, сам Тенниел присвоил себе этот титул гораздо раньше, когда вывел себя в образе белого рыцаря в книге Льюиса Кэролла. Кэролл настаивал, чтобы художник сбрил усы у рыцаря. Но они были похожи на усы самого Тенниела и художник их сохранил.

«Голова слишком велика, а ноги слишком малы»...

Произведения Льюиса Кэррола (настоящее имя Чарльз Латуидж Доджсон) привлекают художников, как его Алиса — приключения. Сотни художников снова и снова визуализируют героев книги, даже великие Сальвадор Дали и Туве Янсон решали эту задачу. А первым иллюстратором «Алисы» стал автор книги. Рукопись со своими зарисовками Льюис Кэролл подарил Алисе Лидделл — прототипу книжной Алисы. Но для иллюстрации печатного издания книги ему посоветовали нанять профессионального художника. Друзья порекомендовали обратиться к известному карикатуристу из «Панча» и иллюстратору уже нескольких книг Джону Тенниелу.

Мэтр откликнулся на просьбу молодого ученого, но затребовал весьма существенное вознаграждение — 138 фунтов. Для скромного преподавателя математики из Оксфорда сумма была внушительная, но затраты себя оправдали. «Политые потом и чернилами» рисунки вошли в золотую коллекцию иллюстраций и уже давно считаются каноническими. 

Взявшись за работу, Тенниел был уверен в полной свободе творчества. Льюис, напротив решил все жестко контролировать. Переговоры велись по переписке, так как Кэролл жил в Оксфорде, а Тенниел — в Лондоне. Вначале перья скрестили из-за девочки. Кэролл выслал Тенниелу портрет своей подружки — прототипа Алисы, а Тенниел вежливо парировал, что знает как выглядят девочки. Так вместо брюнетки, подружки математика, Алиса стала нежной блондинкой. Кэрролл в письме другу как-то написал: «Мистер Тенниел, единственный из иллюстраторов моих книг, наотрез отказался рисовать с натуры. Он сказал, что она так же не нужна ему для рисования, как мне таблица умножения для решения математической задачи! Я склонен думать, что он ошибался и что из-за этого некоторые рисунки в „Алисе“ непропорциональны голова слишком велика, а ноги слишком малы.»

Художник Гарри Фернисс — вспоминал, как Тенниел возмущённо говорил: «Доджсон невозможен! Старый зануда. Этого зазнайку-ментора больше недели нельзя вытерпеть!». Старый зануда был моложе художника на 12 лет.

Бармаглот, выйди вон!

Тенниеловского Бармаглота Кэрролл вообше решил ликвидировать — слишком страшным получился. Однако, посовещавшись с друзьями, просто убрал его с обложки. Зато Тенниел выкинул целую главу «Шмель», заявив, что она находится за пределами искусства, его не привлекает, и он не сможет ее проиллюстрировать.

воими иллюстрациями Тенниел обогатил книгу новыми смыслами и добавил злободневности. Так, в мордах дерущихся Льва и Единорога современники угадывали двух известных политиков — Дизраэли и Гладстона.

В герцогине можно узнать исторический персонаж, знаменитую безобразную герцогиню, воспетую Фейхвангером, а именно Маргариту Маульташ. Она вошла в историю благодаря своему уму и уродству, а карикатура Тенниела напоминает ее портрет работы Квентина Массейса. Правда, и сам портрет уж больно похож на карикатуру. Судите сами:

Лебединая книга Тенниела

Тенниел был взыскателен не только к себе и Кэроллу. Жертвой его перфекционизма стало первое издание «Алисы в стране чудес». Две тысячи экземпляров, отпечатанных оксфордской типографией, должны были быть уничтожены, так как Тенниел не был удовлетворен качеством печати. Однако полсотни экземпляров уцелели: их Кэролл успел разослать с дарственной надпись друзьям. 23 книги сохранились. Одна из них исчеркана феолетовыми чернилами — считается, она принадлежала самому Кэроллу. Эта книга стала самым дорогим детским изданием, проданным на аукционе. В 1998 году она ушла с молотка за полтора миллиона долларов.

Кстати, Кэролл в итоге напечатал Алису в типографии Ричарда Клея, а непереплетенные экземпляры первого набора продал на макулатуру.
В России книга впервые вышла под названием «Соня в царстве дива». Правда, фамилии автора и переводчика не указали, зато сохранили оригинальные иллюстрации Джона Тенниела.

Спустя век без художника "Алисы"

Рисунки Теннниела пользуются большой популярностью по сей день. На аукционы выставляют как его карикатуры в Панче, так и все, что касается иллюстрирования Алисы. Что и говорить, сегодня можно встретить знаменитые картинки в самых неожиданных местах!

А для самого Тенниела иллюстрации к «Алисе» также стали особенными. Он писал: «Странное дело, после „Зазеркалья“ я совершенно утратил способность рисовать книжные иллюстрации и, несмотря на самые соблазнительные предложения, ничего с тех пор не делал в этом жанре». А прожил Тенниел долгую жизнь — 93 года.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится