Мастер-класс от Мебиуса: Жан Жиро дает мудрые советы начинающим художникам
992
просмотров
Блистательный французский художник, автор культовых комиксов Жан Жиро — он же Мёбиус (Moebius) — сочетал фантастическую скорость работы с безграничным воображением. Он работал с Ридли Скоттом и Люком Бессоном, участвуя в проектах от «Бегущего по лезвию» до «Пятого элемента», переосмыслил Серебряного Сёрфера для Стэна Ли. И, по общему признанию, повлиял на всех — от великого японского мультипликатора Хаяо Миядзаки до писателя-фантаста Уильяма Форда Гибсона.

Имя этого создателя оригинальных и узнаваемых миров трудно ассоциировать лишь с несколькими из них, но наиболее часто упоминают сериалы «Арзак» и «Эдена». И не забывают указать, что он назвал свою дочь Навсикая в честь героини манги своего друга Миядзаки. Впрочем, в 2018-м в честь самого Жана Жиро (Jean Giraud, 1938 — 2012) назвали астероид…

В 1996-м мексиканская газета La Jornada опубликовала лекцию Мёбиуса под названием «Краткое руководство для художников-аниматоров», которая состоит из 18 советов для начинающих. Статья вышла на испанском языке, мы же публикуем перевод с английского.

1) Приступая к рисованию, вы должны освободить сея от сильных чувств, таких как ненависть, счастье, амбиции и так далее.

2) Очень важно натренировать руку, достичь высокого уровня, при котором она может правильно и полноценно выразить ваши идеи. Но будьте осторожны, пытаясь прыгнуть на последнюю ступень совершенства и скорости — они так же опасны, как и их противоположности. Когда вы рисуете слишком быстро или слишком свободно, то — помимо ошибок — рискуете создать нечто бездушное.

3) Знание перспективы превыше всего. Её законы — это хороший, позитивный способ управлять вашими читателями и гипнотизировать их.

4) Еще одна вещь, без которой не обойтись — это изучение человеческого тела: анатомии, поз, типов сложения, способов выражения, строения и различий между людьми.

Изображение мужчины сильно отличается от изображения женщины. В рисовании первых можно быть свободнее и небрежнее, небольшие недостатки часто могут добавить характера. А вот рисунок женщины должен быть идеальным: одна неудачно проведённая линия может резко её состарить, сделает раздражительной или уродливой. И тогда никто не купит ваш комикс!

Чтобы читатель поверил в вашу историю, он должен чувствовать, что ваши персонажи живут собственной жизнью и имеют индивидуальность. Их физические жесты должны подчёркивать сильные и слабые стороны, страхи и недостатки. Оживающее тело трансформируется, сообщение появляется в его строении, в распределении жира, в каждом мускуле, складке или морщинке на лице. Рисунок становится наброском жизни.

5) Когда вы создаёте историю, то можете начать её, не продумав всё до конца. Но необходимо делать заметки, передающие особенности мира, в которой она происходит. Это даст вашим читателям узнаваемые характеристики, пробуждающие интерес.

Когда персонаж новеллы умирает, не выразив собственную историю тем или иным способом — лицом, позой и одеждой — читатель воспримет это равнодушно, без какого-либо эмоционального отклика.

Издатель может сказать: «Ваша история — ерунда, в ней только один мёртвый парень, а нужны десятки трупов, чтобы зацепило». Но это не так. Эмоции появятся, если читатель почувствует, что мёртвый, раненый или страдающий персонаж обладал или обладает настоящей личностью, возникшей в результате ваших исследований человеческой природы.

Благодаря таким наблюдениям, вы привлечёте внимание читателя, будете прививать и развивать сострадание и любовь к человечеству. Это очень важно для вашего развития как художника. Если вы хотите выступать зеркалом общества и человечества, в этом зеркале должно содержаться сознание всего мира. Это должно быть зеркало, которое видит всё.

6) Алехандро Ходоровски (актёр, режиссёр, продюсер, композитор, драматург, автор комиксов и психотерапевт, — прим. перев.) говорит, что я не люблю рисовать мёртвых лошадей. Это действительно тяжело.

Также сложно рисовать спящее тело или того, кого бросили, ведь в большинстве комиксов нужно действие, экшн. Гораздо проще привлечь читателя дракой — вот почему американцы обожают изображать супергероев. Очень сложно рисовать людей, которые просто беседуют, ведь здесь имеет реальное значение ряд едва заметных жестов.

Это важно из-за нашей человеческой потребности в любви или внимании других. Такие мелочи говорят о личности, о жизни. У большинства супергероев нет личности, все они делают одни и те же жесты и движения.

7) Не менее важна одежда ваших персонажей и материал, из которого она изготовлена.

Текстура ткани без лишних слов даст представление об образе жизни ваших героев и их роли в вашей новелле. На платье тысяча складок, но вам нужно не рисовать их все, а выбрать две-три. Однако убедитесь, что вы выбрали именно те, что нужно.

8) Стиль, стилистическая целостность у художника и её представление публике полны символов, их можно читать как карты Таро. Свой псевдоним «Мёбиус» я выбрал в шутку, когда мне было 22 года. Но, как оказалось, прозвище вошло в резонанс со смыслом. Если вы появляетесь на людях в футболке с надписью «Дон Кихот», это говорит о том, кто вы. Мне же важно рисовать относительно просто, но с тонкими намёками.

9) Когда художник — настоящий практикующий художник — выходит на улицу, он видит окружающие вещи совсем не так, как «обычные» люди. Его уникальное видение имеет решающее значение для документирования жизни и людей, её проживающих.

10) Ещё один важный элемент — это композиция. Её следует изучать, поскольку страница, картина или блок — это лицо, которое смотрит на читателя и говорит с ним. Страница — это не просто последовательность небольших блоков. Одни из них заполнены, другие пусты. Одни расположены вертикально, другие — горизонтально. Всё это указывает на намерения художника.

Вертикальные панели подстёгивают читателя, горизонтальные его успокаивают.

Для европейцев и американцев расположение блоков слева направо соответствует движению в будущее, а справа налево — в прошлое. Порядок, который мы выстраиваем, указывает направление энергии. Объект или персонаж, помещенный в центр блока, фокусирует и концентрирует энергию и внимание.

Эти основные символы и формы чтения, привлекающие читателя, — своего рода гипноз. Вы должны чувствовать ритм и расставлять ловушки, в которые может попасть читатель. И когда он в них окажется, то растеряется, что позволит вам манипулировать им и вести его по своему миру с большей лёгкостью и наслаждением. Вот почему вы должны создавать ощущение жизни.

Вы должны изучать великих художников, особенно тех, кто говорит своими картинами. Их школы живописи, жанры или эпохи, в которые они творили, не имеют значения. Изучать нужно их одержимость физической и эмоциональной композициями, чтобы понять, как эти комбинации линий воздействуют непосредственно на наши сердца.

11) Повествование должно гармонировать с рисунками. Размещая свой текст, вы должны создать визуальный ритм. Ритм вашего сюжета должен отражаться в визуализации движении и том, как вы сжимаете или растягиваете время. Вам, как фильммейкеру, стоит быть очень осторожным в подборе персонажей и управлении ими. Используйте своих героев или «актёров» как режиссёр, который изучает и выбирает лучшие «дубли».

12) Остерегайтесь разрушительного влияния североамериканских комиксов. Мексиканские художники, кажется, изучают лишь внешние эффекты: немного анатомии в смеси с динамическими композициями, монстрами, драками, криками и зубами. Мне кое-что из этого тоже нравится, но есть множество других возможностей для выражения, которые тоже заслуживают изучения.

13) Есть связь между музыкой и рисованием. Она зависит от вашей индивидуальности и того, что происходит в данный момент. Последние десять лет я работаю в тишине; для меня музыка заключена в ритме моих линий. Порой рисование — это поиск открытий. Точная, красиво проведённая черта — это как оргазм!

14) Цвет — это язык, с помощью которого художник-график не только создаёт красоту, но и управляет вниманием своего читателя. Есть объективный и субъективный цвет. Цвет может меняться от блока к блоку в зависимости от эмоциональных состояний персонажей, а также места и времени суток. Уделяйте особое внимание изучению языка цвета.

15) В начале карьеры художнику лучше сосредоточиться главным образом на создании качественных коротких рассказов. По сравнению с длинными у автора больше шансов закончить их, сохранив при этом высокие стандарты. Кроме того, их легче поместить в книгу или продать издателю.

16) Бывают случаи, когда мы сознательно идём к неудаче, взяв неверную тему, переоценив свои возможности, выбрав слишком масштабный проект или неподходящую технику. Если так произошло — потом не жалуйтесь.

17) Если редакция отклонила вашу новую работу, всегда попытайтесь выяснить мотивы отказа. Мы начинаем учиться только когда анализируем причины своих неудач. Речь идёт не о борьбе с существующими ограничениями, с публикой или с издателями. Возьмите на вооружение один из основных принципов айкидо: знание сильных сторон противника — ключ к победе над ним.

18) Сейчас у нас есть возможность представить свои работы читателям в любом уголке планеты — и об этом всегда нужно помнить. Начнём с того, что рисование — это форма личного общения, но это не значит, что художник должен замкнуться в «пузыре» «только для своих». Он обращается к тем, кто эстетически, философски и географически близок ему, а также к себе самому — но при этом и к совершенно незнакомым людям. Рисование — это средство общения с огромной семьёй, которую мы никогда не встречали, с публикой и со всем миром.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится