Гарем и жертвоприношения
Российские историки, следуя Повести временных лет, относят крещение Руси к 988 году. Предшествовали этому события, в хрониках описанные крайне скупо и противоречиво.
Нужно иметь в виду, что первая русская летопись, дошедшая до нас, была составлена примерно через 140 лет после описываемых событий. К тому же не секрет, что Повесть временных лет неоднократно подвергалась правке и имеет множество позднейших вставок.
Что же мы знаем про Владимира Святославича? Этот князь, захвативший киевский престол после ожесточенной борьбы со своим братом Ярополком в 978 году, особой популярностью не пользовался.
Во-первых, его матерью была ключница Малуша, что делало происхождение нового князя сомнительным. Конечно, по языческим законам Владимир мог быть наследником, однако его законнорожденные братья выглядели предпочтительнее. Особенно в глазах христианской общины, набиравшей в Киеве все большее влияние.
Во-вторых, Владимир поднял руку на родного брата Ярополка и предательски его убил. Потом, естественно, в историю вошла другая версия, предложенная общественному мнению сторонниками победившего князя. Но при его вокняжении современники знали настоящую историю бастарда-братоубийцы. Владимира не уважали, не любили и не боялись.
Многие племена и страны, уже покоренные его отцом, от Киева отложились. Новгородцы, благодаря которым Владимир пришел к власти, от него отвернулись. Бояре и торговый люд Киева бунтовали, варяжские дружины стали не надежной опорой, а шайками мародеров. С запада наседали поляки, с востока — Волжская Булгария. Зато довольно спокойными были отношения с Византией, сохранявшей верность договору со Святославом от 971 года.
Но греки к Владимиру относились настороженно: он был не только ярым язычником, но и порядки у себя при дворе поддерживал варварские. Завел гарем из 700 наложниц и 300 жен и баловался человеческими жертвоприношениями во славу языческих богов. В общем, византийцы боялись, что новый князь станет достойным продолжателем дел Святослава, с которым им приходилось воевать.
«Испытание веры»
Первые годы правления Владимир потратил на разрешение внутренних неурядиц и усмирение соседей. Затем предпринял попытку реформировать языческие культы, бытовавшие у разных племен его обширной державы.
В Киеве воздвигли языческое капище, где были представлены главные славянские боги. Видимо, Владимир видел себя верховным жрецом, что должно было укрепить его авторитет. Однако задумка не сработала.
Тогда Владимир решил принять в качестве государственной религии какой-либо монотеистический культ. Если верить летописи, в Киев пригласили представителей иудаизма (из Хазарии), ислама (из Волжской Булгарии), восточного христианства (из Византии) и западного христианства (видимо, из самого Рима).
Ислам Владимир отверг, услышав о том, что эта религия запрещает употреблять алкоголь. «Руси есть веселие пити», — якобы молвил князь.
Иудеев он отправил восвояси, посчитав их бога слишком жестоким к своим последователям. На вопрос: «Где же земля ваша?» — иудеи ответили, что раньше была, а потом бог прогневался и разбросал их по разным странам. Такая перспектива не обрадовала Владимира.
Ничего не вышло и у «латинского епископа». «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», — рассудил Владимир. А вот «греческий философ» сердце князя тронул.
Затем Владимир выслушал своих послов, ранее отправленных в Булгарию, Хазарию, Византию и Германию. Те рассказали о религиозных обрядах в виденных ими странах. Киевского князя прельстили описания богатых храмов и пышных церемоний византийского обряда, и выбор снова был сделан в пользу греков. Летописец называет все эти переговоры «испытанием веры».
В 987 году Владимир посоветовался с боярами и принял решение о крещении «по закону греческому». Одновременно он заключил союз с Византией, которая нуждалась в военной помощи для подавления мятежа Варды Фоки. Помощь была оказана, но византийский император Василий II не спешил расплачиваться.
Тогда Владимир напал на Корсунь в Крыму и после долгой осады взял город. Там он, по данным русских летописей, крестился сам, крестил всю дружину, получил в дар христианские святыни из храмов Таврии, а заодно — императорскую сестру Анну в жены. По возвращении в Киев князь приступил к крещению Руси.
Где-то оно совершалось мирно — в Киеве, Чернигове, Смоленске и Полоцке. Где-то встречало сопротивление — в Новгороде и Ростове. А вятичи, например, хоть и платили дань киевскому князю, но до XIII века оставались язычниками.
О чём говорят хроники
Рассказ Повести временных лет о крещении Руси выглядит очень схематично, полон неточностей и несоответствий. Ясно, что к началу XII века, когда создавалась летопись, в Киеве уже не имели четкого представления о хронологии событий и даже их последовательности. Обычно в таких случаях на помощь приходят византийские, европейские или арабские хроники.
Однако на этот раз и они не проливают света на пробелы в истории. Византийцы вообще о крещении Руси в 988 году молчат. Лишь одна анонимная хроника XII века упоминает о «царе Владимире, который крестил Русь». Похожая запись есть в «Ватиканской хронике» того же времени. Современные исследователи полагают, что эти отрывочные строки не что иное, как перевод Повести временных лет.
Чуть больше можно почерпнуть у восточных авторов. Например, сирийский историк XI века Яхья Антиохийский сообщает, что византийский император Василий был с одной стороны атакован войсками мятежного Варды Фоки, а с другой — «армией русов». Но с русами Василий смог замириться, отдав за их предводителя свою сестру. Условием было крещение царя русов, что тот и сделал ради выгодной партии. А потом уже был заключен военный союз. При этом ни о каком крещении всей Руси Яхья не упоминает.
Очень похожую версию предлагает арабский ученый XIII века Ибн аль-Асир. Но само крещение Владимира он относит к 986 году, его женитьбу — на еще более раннюю дату, а поход на Корсунь описывает как военную демонстрацию в поддержку законного императора Василия.
Еще более интересную версию в своей «Всемирной истории» (доведена до 1004 года) приводит армянский хронист Стефан Таронский. Он уверяет, что шесть тысяч «рузов» во главе с царем пришли на помощь императору Василию против мятежников. Но самое интересное, что «рузы уже тогда веровали в Христа».
В самом деле, если Владимир в 987 году после долгих раздумий решил принять крещение «по закону греческому» и даже послал войска на помощь императору Василию, то зачем ему нападать на Корсунь? И уж совсем невероятно, что его дружинники согласились принять веру побежденных. Язычники рассуждали так: «Плох тот бог, который не может помочь своим людям в бою».
Капище на месте храма
Существует и один интереснейший древнерусский источник — «Житие Владимира», которое приписывают монаху Киево-Печерской лавры Иакову Черноризцу, жившему в XI веке и, вероятно, знавшему современников Владимира. Правда, доверяют этому источнику не все — произведения Черноризца известны в гораздо более поздних списках.
Иаков описывает Владимира еще, так сказать, не прославленным, без ореола величия, присвоенного потомками крестителю Руси. По словам Черноризца, князь был — в меру своего времени — жестоким и развратным язычником, но вместе с тем толковым государственным деятелем.
Взяв курс на союз с Византией, Владимир женился на императорской сестре. Под влиянием супруги характер князя смягчился, он распустил свой гарем и даже принял христианство. Это, собственно, автор и считает чудом, ничего не говоря о крещении Руси в целом.
Поход же на Корсунь был актом сугубо политическим, произошел четырьмя годами позже и к крещению никакого отношения не имел. Ни словом не упоминает Иаков и об иноземных миссионерах, предлагавших Владимиру разные варианты веры.
История с «испытанием веры», кстати, заслуживает отдельного разговора. Она никак не могла иметь место в конце X века. Изучать христианские обычаи у Владимира не было никакой нужды. Достоверно известно, что крещение в свое время приняла еще его бабушка — княгиня Ольга. Христианской веры придерживался брат Владимира — Ярополк, а также многие бояре и воеводы, часть дружины, значительное число горожан.
Святослав хоть и презирал христиан, но не препятствовал росту их общины в Киеве. В Киеве уже в X веке существовали христианские храмы. Остатки одного из них обнаружены как раз на том месте, где Владимир соорудил языческое капище. В отличие от отца, Владимир Святославич на первых порах христиан не просто не любил, а еще и преследовал.
«Отцы наши не приняли этого»
Любопытно, какие слова по поводу римских миссионеров вложил в уста Владимира летописец. «Отцы наши не приняли этого» — практически точная цитата из… Александра Невского. Правда, он это сказал в середине XIII века в адрес католических проповедников, добивавшихся перехода в свою веру новгородцев.
Но в 988 году никаких католиков и православных еще не было. Церковный раскол произошел лишь в 1054 году. Конечно, к концу X века наметились кое-какие различия в обрядах, религиозных текстах и — самое главное — конфликт в отношениях римского папы и константинопольского патриарха. Но вряд ли киевский князь мог разобраться в таких нюансах.
Так что говорить об «отцах», которые «не приняли этого», Владимир не мог. А Александр Невский мог, подразумевая под «отцами» как раз Владимира Святославича и его современников. Их обоих, между прочим, канонизировали в XIV веке, когда о реальных событиях 988 года уже точно никто не помнил, но русскому государству нужны были герои и святые.
Кстати, имя Владимир отсутствует в списке святых, которым посвящена победа Александра Невского в битве со шведами летом 1240 года. Значит, в то время Владимира Святославича еще не почитали как крестителя Руси.
Нелюбимый сын
Да и вообще отношения с западными христианами у киевского князя были вполне нормальными. Владимир женил своего сына Святополка на польской принцессе, и вместе с ней в Киев приехал епископ Рейнберн. В 1007 году князь тепло принимал в столице немецкого миссионера Бруно Кверфетского, которого затем проводил в земли печенегов «для проповедования Евангелия». Владимир заключал договоры и с папой, и с венгерским королем, и с чешским.
Не нуждался князь и в подробных рассказах об иудаизме. Мало того что иудейская община в Киеве выросла после разгрома Святославом Хазарского каганата, она еще и держала в своих руках торговлю, так что влияние имела огромное. По одной из версий, иудейкой была мать Владимира — Малуша. И не просто иудейкой, а родственницей раввина.
Известно, что полоцкая княжна Рогнеда отвергла сватовство тогда еще новгородского князя Владимира, назвав его «робичич». Это слово позднее интерпретировали как «сын рабыни», хотя летописи в один голос называют Малушу ключницей княгини Ольги. Историк Василий Татищев, например, полагал, что речь шла не о рабском статусе, а о корнях.
Собственно, Святослав за это и не любил Владимира. И отправил его княжить в Новгород, который считал второстепенным для своей державы городом. При этом Святослав сказал: «Каков удел, таков и князь». Намекая на провинциальный статус города и неподобающее происхождение сына.
Два Владимира
Итак, история с крещением Руси Владимиром полна нестыковок. Да и не было у него никаких оснований любить христиан.
Сам он обратился в «византийскую веру» по политическим мотивам. Скорее всего, в стан приверженцев христианства Владимира привел поиск союзников для укрепления власти. Мусульмане и Рим были далеко, иудеев киевляне не слишком любили, а вот опора на Византию и ориентированных на нее христиан себя оправдала. Правда, потом пришлось соответствовать образу и насаждать новую веру за пределами Киева.
Как же Владимир обрел славу крестителя Руси?
Всему причиной борьба за киевское княжение Владимира Мономаха в начале XII века. Имея весьма шаткие права на престол, он всеми силами пытался узаконить свои притязания. Одним из орудий пропаганды стала Повесть временных лет, составленная как раз в период вокняжения Мономаха в Киеве.
Происходя из полоцких князей, Владимир Мономах хотел всячески возвысить роль своего далекого предка — полоцкой княжны Рогнеды, а заодно и Владимира, женой которого — пусть и вопреки своей воле — она стала.
Особую важность для Мономаха имела «магия имен». Один Владимир (он сам) прекратил на Руси смуту и снова сделал ее единой, а другой — за сто с лишним лет до него — Русь крестил. Символично, да и народу проще объяснять.
Забыты за ненадобностью
На самом деле первое крещение Русь приняла еще в 862 или 867 году. Связано оно с именами Аскольда и Дира, правивших в Киеве. Вероятно, они явились на Русь вместе с Рюриком, но не остались в новгородских землях, а проследовали далее на юг и вокняжились в Киеве.
После удачного нападения русов на Константинополь в 860 году патриарх Фотий и император Михаил III отправили в Киев миссионеров, чтобы попытаться склонить правителей сильного и агрессивного народа к своей вере. Недаром один арабский источник сообщает, что примерно в это время «русы приняли христианство, и мечи их притупились».
Для Византии это была обычная практика — они в разное время проделывали то же самое с Великой Моравией и Болгарией. Множество греческих хроник сообщают, что Аскольд и Дир, значительное число их бояр и дружинников, а также часть простого народа приняли крещение. В 867 году новый император Василий I прислал в Киев епископа.
Однако Аскольд и Дир были убиты в 882 году преемником Рюрика — язычником Олегом. Это затормозило распространение христианства на Руси, но не могло его остановить. Есть упоминания о том, что на месте гибели первых христианских правителей Киева княгиня Ольга воздвигла в 957 году храм, до нас не дошедший.
Но со временем — за ненадобностью — деяния Аскольда и Дира были забыты. Хотя именно этим людям на самом деле принадлежит право именоваться крестителями Руси. Но историю, как всегда, писали те, кто уцелел в борьбе за власть и победил.