От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням — надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро, подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта, искусство, спрятанное в галереях, музеях и частных коллекциях, недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы, а также общепринятых понятий о частной собственности.
Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа, его могут закрасить — как дворники по указке властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать, потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы, поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность по ремонтные или строительные работы, киносъемку и прочий неприметный «движ».
Считается, что движение уличных художников родилось на рубеже 1970-х на территории США. Однако за пару десятилетий до этого, во время Второй мировой, в американском Детройте жил некий Килрой (Kilroy) — человек, который, как предполагают, работал на оружейном заводе и очень любил оставить надпись «Kilroy was here» (здесь был Килрой) на ящике с произведенными бомбами. Эта надпись быстро стала популярна среди солдат, ее дополнили простеньким рисунком, и с тех пор «Килрой» стал путешествовать вместе с американскими солдатами.
Еще одна версия появления Килроя — деятельность инспектора верфи Бостона по имени Джеймс Килрой, который делал эту надпись на кораблях после проверки. Некоторые утверждают, что персонаж появился в Англии еще в 1937 году, некоторые — что его придумали австралийские солдаты еще во времена Первой мировой.
В 1960-х годах надписи на стенах заполонили Филадельфию, а десять лет спустя прочно оккупировали улицы Нью-Йорка. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали «теги» — своеобразные метки, содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность, провозгласить сам факт собственного существования — ну и самоутвердиться, конечно. Если твое имя кричит с каждого угла — ты кое-что значишь! Дотянись до невозможной высоты, нарисуй свой личный знак в неожиданном месте, рискуй — и станешь знаменитым. Через некоторое время к имени добавился номер улицы, где проживал райтер. Особенно прославился один из пионеров теггинга — нью-йоркский курьер Таки, который рисовал свой ник — TAKI 183 — на стенах при каждой возможности. О нем написали, его стали копировать — и вскоре стены города запестрели никнеймами. Впрочем, рисование тегов считалось, скорее, вандализмом, нежели искусством. Идея о том, что можно завоевать известность, демонстрируя свое присутствие в общественных местах, к культуре никак не относилась — и не относится.
Сегодня считается, что пионеры стрит-арта работали в технике «райтинг» (writing) — собственно, так называется сам процесс рисования граффити любого стиля. После стали выделять «бомбинг» (bombing) — очень быстрое рисование в условиях экстрима, а также «тэггинг» (tagging) — изображение никнейма художника. Через некоторое время райтеры стали совершенствовать художественную составляющую своего искусства, стремясь привнести новые приемы и выделиться среди других художников. Дух соперничества породил такие стили, как bubble-letter -огромные буквы, похожие на пузыри, throw-up — типичный стиль нью-йоркцев с простыми формами в два цвета. Стильные герои, характерные для конкретного автора — техника character. В «диком стиле» (wild style) работают мастера высокого класса, покоряющие зрителя сложностью рисунков. И, конечно, очень популярны оптические иллюзии «3D-style», которые вызывают наибольший интерес у горожан и туристов своей виртуозной техникой и интересными идеями.
Стрит-арт прочно вошел в молодежную субкультуру. Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности создавало впечатление о небывалой «крутизне» автора, добавляя ему очков в общественном мнении. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» — с яркими цветами, округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP, DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров, которые «преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотиась за художниками и арестовывала их, а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.
Техника граффити быстро завоевала большую популярность и стала одной из составляющих музыкальной хип-хоп культуры. К середине 1980-х в среде художников стрит-арта набрал популярность стиль трафаретного граффити. Искусство рисования аэрозольными красками пересекло океан и покорило Европу. В ряды райтеров влились профессиональные художники, для которых идея демократичного искусства, доступного всем без исключения, была близка и понятна. В эстетике стрит-арта появилась социальная составляющая: художники поднимали проблемы защиты бедных слоев населения, борьбы со СПИДом, расизма. Высокое мастерство исполнения сделало их обращения к публике более привлекательными и оттого более значимыми.
Многие имена были на слуху у всего художественного сообщества — Ли Киньонес, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Даниэль Бурен… Популярностью урбанистической живописи решили воспользоваться некоторые крупные корпорации — в частности, IBM и Sony, — которые продвигали свою продукцию в коллаборации с уличными художниками. Стрит-арт стал темой нескольких компьютерных игр, изображения граффити появились на сумках и футболках, скейт-бордах и досках для серфинга.
Берлинская стена, разделившая город после окончания Второй мировой войны — один из наиболее примечательных европейских объектов стрит-арта. Это живое напоминание о «холодной войне» — обязательный пункт в туристическом меню. Художественная галерея под открытым небом протяженностью 1316 метров называется East Side Gallery — «Галерея восточной стороны».
«Стена — это очень сильное оружие. Это одна из самых отвратительных вещей, которыми ты можешь кого-то ударить» — так считает Бэнкси, один из самых легендарных художников стрит-арта. Имя Бэнкси окружает ореол анонимности и тайны; многие считают, что за псевдонимом скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник музыкальной группы Massive Attack. Неподражаемость этого мастера стрит-арта — в тонком юморе, приправленном сардоническим остроумием, которые заставляют зрителей задуматься о серьезности его художественных заявлений на темы политики, гуманности, беженцев и расовых предрассудков. Бэнкси «хорошо бегает» и «умно выбирает точку» — иными словами, хорошо продумывает свои действия перед вылазкой. Художник предпочитает работать в трафаретной технике — это гарантированная скорость нанесения рисунка и возможность уйти быстро и незаметно.Самый знаменитый рисунок из 106 картин Берлинской стены — фреска, созданная Дмитрием Врубелем, который изобразил знаменитый поцелуй Генсека Ц. К. КПСС Леонида Брежнева и первого секретаря ЦК СЕПГ Эриха Хонеккера. В росписи остатков стены приняли участие художники из 21 страны, которые оставили личностные послания о радостном чувстве свободы, сопровождавшем крушение этой уродливой границы.
ще один вид стрит-арта — наклеивание готовых плакатов и постеров при помощи мучного клейстера (Wheat Paste). Этот вид уличного искусства удобен тем, что требует минимального времени для акции и позволяет в секунды приклеить плакат в общественном месте. Некоторые художники используют готовые лайт-боксы. Так, в декабре 2015 года накануне 21-й конференции по изменению климата (UN COP21) 82 уличных художника из 19-ти стран распространили по всему Парижу 600 фейковых рекламных плакатов, обличающих устроителей форума. Досталось и мировым лидерам, и корпорациям, которые спонсируют климатический саммит.
Любопытная техника «обратное граффити» (Reverse Graffiti) выполняется на грязных поверхностях, которые художник частично отмывает, нанося свой рисунок. Этот вид уличного искусства призывает власти и общество обратить самое пристальное внимание на загрязнение городской атмосферы. Сам метод весьма экологичен — и это еще один плюс в его пользу.Кристиан Геми (Christian Guémy), известный всему миру как С215, «выставляет» свои работы на стенах домов неблагополучных районов городов. Геми использует кропотливую технику трафаретов. Его стрит-арт близок к живописи в ее классическом понимании, его работы — это мельчайшая проработка деталей, полутонов и полутеней. Искусство Кристиана Геми — социально, но здесь нет жесткой критики, протеста или призыва к действию. Художник говорит, что он отнюдь не акционист — скорее, мастер портрета, то есть частного, личного изображения своих героев.
Сегодня уличное искусство весьма разнообразно и не ограничивается одними лишь надписями на стенах. Ниже мы предлагаем вам подборку фото с разнообразными образцами современного стрит-арта.
Тенденция к переходу стрит-арта от улицы к художественным галереям свидетельствует о признании этого вида искусства художественным сообществом. Однако многие райтеры по-прежнему считают, что уличное искусство — это голос свободного человека, не подвластного ни деньгам, ни власти.