![Украинский модерн: как Кричевский гостил в клубе нудистов, Нарбут нарисовал азбуку, Маневич дружил с Энштейном и почему Максимовича называли «украинским Климтом и Бердслеем»](https://homsk.com/upload/media/posts/2019-07/06/6ce67fc945166c37a8930ae252174eac_1562445594-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-0-53fa43485b66778fb9d2ca7d02824717.jpg)
Хотя временные рамки нового направления весьма условны, считается, что стиль модерн возник в конце 80-х годов XIX века и просуществовал до начала Первой мировой войны — 1914-го. Появившись в Англии, он сразу пленил тех, кто стремился уйти от наскучившего прагматизма и мечтал о художественной новизне.
В свободном синтезе искусств они видели спасение от буржуазной меркантильности. Архитекторы модерна соединяли элементы готики, декоративность, неоклассические мотивы. Так же, как художники и дизайнеры, отказывались от прямых линий и углов, вдохновлялись восточными сюжетами и национальным колоритом.
В каждой стране стиль, подаривший художникам свободу, получил свое название: так появились немецкий югендстиль, американский «тиффани», итальянский либерти, русский модерн.
Украинские деятели искусства рубежа веков не остались в стороне от нового веяния и быстро настроились на европейскую волну. Австрийская сецессия проникала на эту территорию разными путями, в частности, через Краковскую академию искусств (Краков входил в состав Австро-Венгерской монархии), в которой получали образование будущие мастера украинского модерна Михаил Жук, Алексей (Олекса) Новаковский. Александр Мурашко побывал в Италии, Франции, Германии, где прошел обучение в Мюнхенской школе живописи у Антона Ашбе. Абрам Маневич также учился в этом учебном заведении, а Федор Кричевский, пишут, постигал тонкости мастерства в Австрии у звезды венского сецессиона Густава Климта. Этап сецессии прошли и знаменитые авангардисты Анатоль Петрицкий, Александр Богомазов, Николай Бурачек, Евгений Буковецкий, что отразилось в ряде рисунков и акварелей, и даже отец супрематизма Казимир Малевич.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-2-53fa43485b66778fb9d2ca7d02824717.jpg)
Однако художники не ограничивались ученичеством, а создавали свой неповторимый стиль (недаром немецкое Sezession восходит к латинскому secessio — отход, отделение, обособление), который был оценен не только на родине, но и за рубежом.
«Первый украинский европеец» Александр Мурашко
Его не стало 100 лет назад — в середине июня 1919-го, и причины трагического и раннего (в 44 года!) ухода мастера до сих пор неясны. По официальной версии, он был убит с целью грабежа, только в это верят не многие. Но поговорим о жизни — той, которую он запечатлел на полотнах, подарив вечности образы современников.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-5-53fa43485b66778fb9d2ca7d02824717.jpg)
Хотя Александр Александрович не связал со стилем модерн все свое творчество, отдельные работы искусствоведы уверенно относят к сецессии: «Хаотичность импрессионизма на полотнах Мурашко преодолевается под влиянием сецессионной формы», — отмечают они.
Стремление примирить возвышенное и земное — тоже дань космизму модерна. Таково его «Благовещение», написанное с преобладанием желтых и голубых тонов. Игра цвета и света всегда интересовала Мурашко. Хотя первые навыки рисования он и получил в иконописной мастерской своего отчима, эта картина мало напоминает канонические изображения, однако все полотно проникнуто искренностью и светом.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-7-53fa43485b66778fb9d2ca7d02824717.jpg)
Таковы и «Портрет Маргариты Мурашко», его супруги, и «Девушка в красной шляпе», построенный на контрастности красного и черного. И «Портрет Веры Епанчиной», написанный в 1910-м, с которым связана история, растянувшаяся на целых… 90 лет. Возможно, имя героини так бы и осталось загадкой, если бы не случай: в 1999 году известный меценат барон Эдуард фон Фальц-Фейн приехал в Киев. В одном из залов Музея украинского народного декоративного искусства он впервые увидел портрет, о котором много раз слышал от матери, Веры Епанчиной. «Я сразу понял, что это она. С портрета на меня смотрели до боли родные глаза. Сколько в ней грации, изящества, женственности! А эта умопомрачительная черная шляпка!.. На балах в Петербурге она всегда была королевой, пригласить ее на танец считалось за честь!..» — говорил он. Портрет заказал популярному тогда Мурашко отец Веры. Но после революции семья эмигрировала, и он на долгие годы исчез для них.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-9-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-10-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-11-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-12-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
Известность художнику принесло участие в Мюнхенской международной выставке 1909 года, после чего для него открылись лучшие залы европейских столиц, а главное — о самобытном направлении в европейской живописи заговорили в мире. С этого момента редакции модных журналов и издательские фирмы Мюнхена, Лейпцига и Берлина просили разрешения сделать репродукции с его картин, гарантируя им самое почетное место на страницах своих изданий.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-14-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
«Будьте в искусстве как дети — искренними и непосредственными», — говорил Мурашко. И сам следовал этому принципу.
Азбука Григория Нарбута
Яркую и короткую жизнь (художник прожил всего 34 года) он посвятил полиграфическому искусству: создал особый стиль оформления обложек, который будто бы вобрал в себя всю прелесть украинского барокко и русского классицизма, переведя их формы на причудливый язык сецессии.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-17-c8820b23ee1cb943ef8f4f291ef96fdb.jpg)
Работал Григорий Иванович и над оформлением денежных знаков (создал 13 украинских банкнот из 24, выпущенных в 1917—1920 годах) и марок: в 1920-х французский журнал l’Amour de l’Art советовал при изготовлении государственных символов брать в качестве образца марки Нарбута. И даже разрабатывал проект украинского герба и… кресла для государственного сената.
При этом специального художественного образования Нарбут не имел, хотя с детства увлекался тем, что переписывал тексты старинными шрифтами, изображал буквицы и терпеливо копировал гравюры немецкой Библии.
В юности он окончил филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (сейчас СПбГУ). Среди соучеников нашел единомышленников — художников-аматоров, вместе с которым по вечерам занимался рисунком. Чтобы привлечь внимание именитых мастеров, молодые люди организовали выставку, куда пригласили Бенуа, Лансере, Сомова. И Ивана Билибина, который порекомендовал редактору одной из газет приобрести у Нарбута иллюстрации к сказкам. О своем молодом протеже однажды отозвался так: «Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков».
Иллюстрации Нарбута для различных изданий: обратите внимание на «логотип» «ГН» сродни дюреровскому известному «АД»!
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-19-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-20-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-21-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-22-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-23-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-24-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-25-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-26-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
В советское время практически ни одно издание не обходилось без его участия. Немало рисунков сделал Нарбут на военную тему, для чего выработал особый «военный стиль», черпая вдохновение в украинских гравюрах XVII—XVIII веков.
Но особенно важна была для него работа по созданию рисунков для «Украинской азбуки», начатая в революционном Петрограде в 1917-м: в ней объединились особенности изображения букв в украинской книге и западноевропейские шрифты, оригиналы которых сохранились.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-28-ccb4a6f475bb95f5acb936e0c2e20c45.jpg)
«Украинский Климт & Бердслей» Всеволод Максимович
Он родился в мае 1894-го: 125 лет со дня рождения — эта дата не прошла незамеченной для ценителей таланта полтавского художника, которого называли то украинским Климтом, то Бердслеем. В связи с его творчеством воспоминают сейчас и Константина Сомова. Сам Максимович не сомневался в собственном таланте и даже устроил в 1914 году персональную выставку в Москве, которая, увы, провалилась. После чего двадцатилетний художник покончил жизнь самоубийством (согласно другой версии, причиной стала неразделенная любовь к поэтессе Надежде Николаевой, отмечают и то, что Максимович не чурался такой «богемной составляющей», как наркотики — дескать, психика могла быть нестабильной).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-30-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
Его самые известные работы — «Автопортрет», «Поцелуй (Любовники)», «Пир» и «Карнавал» — были созданы в короткий период 1912—1914 годов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-32-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
Даже немногих картин, которые оставил Максимович, хватило, чтобы во время выставки, проходившей в 2006-м в США, исследователь русского авангарда Джон Боулт сказал о художнике: «Внутренней всепожирающей страстью горит его „Поцелуй“, а огромные полотна „Банкет“ и „Аргонавты“ напоминают яркие искусно вытканные экзотические ковры. В своем творчестве Всеволод Максимович предстает одновременно и Бердслеем, и Климтом».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-34-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-35-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
У работ художника, имеющихся в НХМУ, судьба складывалась непросто: в 1925 году около десяти работ специально для этого музея (называвшегося Всеукраинским историческим музеем) приобрел искусствовед Федор Эрнст. Но вскоре этот «несоветский декаданс» переместился в хранилище, причем полотна планировали сжечь. К счастью, они оказались слишком велики, и дело с вывозом застопорилось.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-37-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-38-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-39-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-40-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-41-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-42-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
Ценители творчества Максимовича отмечают его талант к изображению декоративных элементов — гирлянд из растительных узоров, оплетающих героев полотен, которые подобны античным олимпийцам. Культ тела на его картинах вполне оправдан, ведь сам автор принадлежал к кружку нудистов-атлетов «Сад богов», созданному художником Иваном Мясоедовым. Но подчеркнуто телесное и чувственное начало уравновешивается орнаментальной формой, переводя изображения на уровень символа, как это было у Климта, Родена, Бердслея.
Федор Кричевский и «Сад богов»
Будущий первый ректор Украинской академии художеств родился в маленьком старинном городке Лебедине, окруженном лесами и озерами, и впитал красоту живописных окрестностей. Его талант проявился рано: мальчик делал зарисовки углем, лепил фигурки из хлеба и глины, а еще любил вышивать, самостоятельно придумывая сюжеты и затейливые орнаменты. Современники отмечали его оптимизм и поразительное знание тонкостей национальных ремесел.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-45-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
Один из учеников Кричевского говорил, что Федор Григорьевич владел искусством вышивки в такой степени, что казалось, «будто с его смертью невозвратимо ушло нечто огромное из человеческих знаний об украинской культуре вообще».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-47-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
«Учился Кричевский в Московском художественном училище у Константина Савицкого, Абрама Архипова и Валентина Серова, в Академии художеств в Петербурге, в мастерской знаменитого баталиста Франца Рубо. За конкурсную картину „Невеста“ получил звание художника и право на пенсионерскую поездку в Европу. „Невеста“ принесла Кричевскому признание. Богатство декоративно-живописных элементов, склонность к монументальным постановкам и ярко выраженный национальный характер образов — все то, что проявилось еще в дипломной работе, будет присуще творчеству художника и в последующие годы…»
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-49-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
Эстетика тела стала не только творческим идеалом Кричевского, который, как и Максимович, входил в кружок Мясоедова «Сад богов»: его герои — воплощение жизнелюбия и земной красоты — неповторимы в своей естественности и непринужденности.
Таковы «Сваты», «Девчата», «Женские головки. Лидия Старицкая с дочерью», «Невеста». И, конечно, «Триптих „Жизнь“ (Семья)», отмеченный на Венецианской биеннале в 1928 году, в котором стилистика украинской иконописи органично переплетена с элементами ар-нуво. В нем видны отголоски фрески, работ Климта и японской гравюры, оказавшей влияние на стиль модерн. Его творчество — удивительный синтез древних и новых техник, стилей и направлений.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-51-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-52-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-53-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-54-1ec55e95d7c1ef0587dd070790d522ea.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-55-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-56-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-57-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
Адепт сецессии Михаил Жук
Вода, растительные элементы, волнистые линии оживляют лепестки цветов на его полотнах, заставляя дышать и волноваться от прикосновения ветра. Михаил Жук получил художественное образование сначала в Киевской школе Николая Мурашко, а позже — в Краковской академии искусств, где учился у знаменитого польского поэта и художника Станислава Виспянского, который мастерски сочетал в своих произведениях идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-59-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
В числе его учителей были также Йозеф Мекомер, Ян Станиславский, а среди учеников — будущий поэт Павел Тычина: кроме картин, Михаил Жук писал рассказы, пьесы, стихотворения, которые полюбились читателям. А еще занимался оформлением книг для детей, создавал керамику.
В историю искусства Жук вошел как автор многочисленных портретов знаменитых соотечественников, а также благодаря монументальным работами «Черное и белое», «Сказка», «Хризантемы», которыми он возродил украинское декоративное панно.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-61-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-62-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-63-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-64-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-65-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-66-493f1ee6f7219afe1da9197ee9574f5e.jpg)
Новая волна интереса к творчеству художника пришла уже после того, как его не стало. Оказалось, что в его квартире сохранились живописные и графикические работы, литературные публикации и неизданные рукописи, гравировальные доски и расписная посуда. За короткое время все разошлось по музеям и коллекциям, а позже стало появляться на выставках.
«Я купил рулоны — семь кусков. Я не знал, что я купил. Лишь в 1976 году я узнал, что это такое, из плаката 1918 года — панно ‘Белое и черное'" - рассказывал на выставке в Одессе коллекционер, заслуженный работника культуры Украины Тарас Максимюк о самой известной и самой большой (2,1 м Х 3,1 м) работе Михаила Жука. Художник с 1925 года и до самой смерти в 1964 году прожил в этом южном городе, куда был направлен из Чернигова на должность проректора Политехникума искусств, позже преобразованного в художественное училище.
Теплая живопись Петра Холодного
Хотя в старших классах Петр Холодный посещал Киевскую рисовальную школу Николая Мурашко, долгое время рисовал только «для себя». Да и высшее образование получил по математике и минералогии.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-69-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
На художественной выставке в Киеве Холодный дебютировал только в 1910-м, когда ему было тридцать пять. Но уже в следующем году совместно с профессионалами Кричевским, Красицким и Беляшевским основал «Организацию украинских пластиков». А в бурном 1917-м принимал участие в создании Национальной галереи в Киеве.
Сюжет одной из первых работ — «Девочка и павлин» — художник позаимствовал из колядки: лесная поляна, девушка в национальном костюме, экзотический павлин — все это в единстве плавных линий и форм создает песенное настроение, уводя от повседневности.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-71-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
Петр Холодный рисовал портреты, писал иконы, создавал витражи: известны его работы для Успенской церкви во Львове, иконостас и росписи часовни Греко-католической духовной семинарии во Львове, иконы церквей в Раделичах, витражи церкви в Мразнице.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-73-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
В 1924-1930 Холодный работал над отделкой одного из памятников ренессансной архитектуры Львова - Успенской церкви, для которой выполнил иконы и витражи. Там художник впервые в истории украинского православного строительства использовал витражные композиции
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-75-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
Интерес к религиозной тематике не случаен: родственники Петра Холодного со стороны матери были художниками-иконописцами, которые работали преимущественно на Полтавщине.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-77-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-78-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
С 1916-го Холодный начал использовать старую иконописную технику в религиозных и светских композициях, которым он сознательно придавал стилистические черты византийской традиции, трансформируя ее в духе современного ему искусства.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-80-2259bc3f1bb26c2d036a5fee28881ef2.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-81-94fd9c1c1a9bd1e37efc945e3bea4b7b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-82-94fd9c1c1a9bd1e37efc945e3bea4b7b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-83-94fd9c1c1a9bd1e37efc945e3bea4b7b.jpg)
В 1924-1930 Холодный работал над отделкой одного из памятников ренессансной архитектуры Львова - Успенской церкви, для которой выполнил иконы и витражи. Там художник впервые в истории украинского православного строительства использовал витражные композиции.
Многие работы Петра Холодного, в которых усмотрели националистические настроения, были уничтожены, а фрески, созданные для церквей, закрашены.
«Певец провинции» Абрам Маневич. О лирике, философии и дружбе с Энштейном
«Мы оба служим звездам — вы как художник, я — как ученый», — сказал однажды Абраму Маневичу Альберт Эйнштейн, который был поклонником его творчества. А пионер перфоманса и отец русского футуризма Давид Бурлюк искренне считал его «магом и чародеем красок». Современные критики отмечают, что в творчестве Маневича нашли отражение черты европейской и национальной живописи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-86-94fd9c1c1a9bd1e37efc945e3bea4b7b.jpg)
Его соучеником по Киевскому художественному училищу был Казимир Малевич. Окончив училище, Маневич поступил в Художественную Академию в Мюнхене, которую окончил в 1907 году, и первые картины писал в стиле мюнхенско-венского сецессиона. А в 1913-м с успехом прошла выставка его картин в парижской галерее покровителя импрессионистов Поля Дюран-Рюэля.
Авторитетные парижские критики лестно отзывались о молодом художнике. Правда, во мнениях расходились: одни видели в его работах близость «нашим импрессионистам и неоимпрессионистам», другие усмотрели «брахманиста, визионера, музыканта красок».
«Он еще полон движения, он еще ученик, о! — не ученик какого-нибудь учителя, а ученик матери-природы, и в этом его сила», — написал критик Pariser Zeitung. А первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, который в то время находился во французской столице, посвятил выставке две статьи. «Маневич принес нам немного неба, воздуха, бедности и шири, грусти и улыбки прямо из сердца родной природы», — отмечал в одной из них пламенный революционер.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-88-94fd9c1c1a9bd1e37efc945e3bea4b7b.jpg)
Мастер пейзажа, на родине он писал провинциальные городки — Фастов, Винницу, Чернигов. А поселившись за океаном, — одноэтажную Америку и фермерскую Канаду.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-90-03d3a70cf6651f2887ad0173fb425d48.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-91-03d3a70cf6651f2887ad0173fb425d48.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-92-03d3a70cf6651f2887ad0173fb425d48.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-93-03d3a70cf6651f2887ad0173fb425d48.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-94-5c74d1a94cfc3b8fea8fa164c4a4c0b6.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-95-5c74d1a94cfc3b8fea8fa164c4a4c0b6.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-96-5c74d1a94cfc3b8fea8fa164c4a4c0b6.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-97-5f7a960c7e764f1c5e543f001198e345.jpg)
Было время, когда имя Абрама Маневича зазвучало на пространстве украинского и русского искусства, но художник затерялся в послереволюционной сутолоке советского авангарда.
Стать звездой мирового уровня ему помешала война 1914-го, а затем и революция 1917-го: несколько лет спустя он эмигрировал в США, и творчество этого художника на долгие годы «забылось» для бывших соотечественников. Только в 1957-м, когда в Киеве прошла выставка украинских мастеров рубежа XIX—XX веков, работы Маневича снова вернулись в музейные залы отечества.
«Маг и чародей» Алексей (Олекса) Новаковский
«Талантливым и темпераментным экспонентом краковского постимпрессионизма» называют ученика Яна Матейко наши современники. Полученными знаниями и личным опытом он щедро делился с учениками, будучи и талантливым преподавателем.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-100-5f7a960c7e764f1c5e543f001198e345.jpg)
Правда, никто из учеников не превзошел по мастерству и самобытности исполнения учителя, воплотившего в своих работах принципы импрессионизма и модерна, свойственные произведениям западноевропейских художников конца XIX века.
Его «Моя муза (Портрет жены)» — стремление применить «оттенки» белого и эффекты, которые создают тени. А варианты «Леды» и сегодня выглядят смело и эпатажно.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-102-5f7a960c7e764f1c5e543f001198e345.jpg)
Некоторым его произведения кажутся незаконченными. Но Алексей Иванович любил повторять, что «законченным бывает только дурак» и всегда считал: мастер имеет право на недосказанность.
Любимой моделью для женских образов стала его будущая жена Анна-Мария Пальмовская, с которой он познакомился, когда девочке было всего 13 лет. Олексу и Анну-Марию современники считали самой романтичной парой начала ХХ века. Он создал ряд картин, героини которых «позаимствовали» у его возлюбленной форму кисти руки, стопы, головы. Так появились образы Богородица, Матери милосердия, Леды.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-104-5f7a960c7e764f1c5e543f001198e345.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-07/06/14181-105-5f7a960c7e764f1c5e543f001198e345.jpg)
Те, кто близко знал Новаковского, говорили, что он любил мистифицировать свою жизнь, создавая ауру таинственности. Возможно, стремление постичь смысл, заложенный в его картинах, подарит исследователям еще немало открытий.