Южный Вьетнам: страна призрачного шанса
413
просмотров
Окончание Второй мировой войны вызвало к жизни мощные националистические движения во многих европейских колониях в Азии и Африке. В Юго-Восточной Азии крушение в 1945 году Японской империи и капитуляция её вооружённых сил привели к власти местных политических и военных лидеров типа Сукарно в Индонезии. Однако за этим практически во всех случаях последовала война с бывшими метрополиями.

Для Вьетнама, части большого Французского Индокитая, борьба с Францией в 1945–1955 гг. привела к разделу страны и ориентации лидеров севера и юга на сверхдержавы — СССР и США, стремившиеся к мировому господству в ходе холодной войны. В СССР традиционно много внимания обращали на Северный Вьетнам, остававшийся верным союзником Москвы на протяжении десятилетий, тогда как Южный Вьетнам оставался в тени, а его лидеры воспринимались как марионетки Пентагона и Белого Дома. Но что же представлял собой Южный Вьетнам и был ли у него шанс победить в войне и объединить всю страну?

Южный Вьетнам в 1955–1963 гг.

Словосочетание «Война во Вьетнаме» обычно ассоциируется с действиями вооружённых сил США против армии ДРВ и Вьетконга в 1960–1970-х гг. Однако война пришла на землю вьетов задолго до прихода американцев. В 1940 году началась японская оккупация, а после окончания Второй мировой войны французы постарались восстановить свою власть в Индокитае. Однако их почти десятилетняя борьба окончилась крахом. В 1954 году, согласно Женевским соглашениям, Французская республика выводила из Вьетнама свои войска, а сама страна оказалась, по сути, расколота на две половины — северную со столицей в Ханое и южную с центром в Сайгоне.

Вице-президент США Линдон Джонсон во время визита в Южный Вьетнам в 1962 году

На севере власть находилась в руках коммунистов во главе с Хо Ши Мином, тогда как на юге бывший император Бао Дай, получивший должность главы государства и не желавший особо вмешиваться в дела своей родины, поручил формирование правительства националисту Нго Динь Зьему, пользовавшемуся поддержкой США. Будучи ярым католиком и твёрдым антикоммунистом, Зьем располагал полным доверием Белого дома.

В 1954 году в Южный Вьетнам приехали с визитом госсекретарь Джон Фостер Даллес и вице-президент Ричард Никсон. Превратившись в новых покровителей Вьетнама, американцы очень хотели покончить с ДРВ и Хо Ши Мином, не допустив «коммунистическую заразу» в Индонезию и в другие страны Индокитая. Партизанская война на Филиппинах и в Малайе показала, что справиться с повстанцами непросто. Именно американцы прервали процесс объединения и, вопреки договорённостям о выборах в парламент единого Вьетнама, в конце 1955 года подтолкнули Зьема к созданию Республики Вьетнам, причём Бао Дай был смещён, а выборы в Южном Вьетнаме позволили Зьему в 1956 году занять пост президента. Первая его зарубежная поездка в 1957 году на посту президента состоялась в США.

Зьем довольно быстро справился со многими оппозиционными лидерами, представлявшими либо организованную преступность, либо религиозные секты (иногда эти объединения совпадали), быстро подавив в 1955 году сопротивление наиболее крупных из них в Сайгоне и окрестностях столицы. Вслед за установлением относительного порядка и уничтожением более-менее заметной оппозиции (за исключением подполья Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, т.е. Вьетконга) Зьем заручился поддержкой США, которые за 10 лет его власти выделили Южному Вьетнаму не менее 2 млрд долларов, не считая военных поставок.

Впрочем, большая часть выделенных денег была также потрачена на перевооружение и переоснащение армии. Ни крестьянам, ни горожанам ничего не перепало. С одной стороны, щедрость Эйзенхауэра, Кеннеди и Джонсона позволила Зьему не проводить налоговые реформы, с другой, положение крестьян (а они составляли большинство населения страны) никак не изменилось. По подсчётам исследователей, 75% земли владели 15% населения, а к 1962 году в руки крестьян перешло лишь меньше одной четверти пригодной для хозяйствования земли.

Разрушенные в ходе Тетского наступления северян кварталы Сайгона, 1968 год

Крестьяне интересовали Зьема скорее как объект для политической индоктринации. Вьетконг активно действовал в сельской местности, поэтому американские советники Зьема и Вашингтон настаивали на проведении программы по ограждению крестьян от коммунистической пропаганды и препятствию их контактов с партизанами. Нечто подобное было апробировано в ходе антипартизанских кампаний в Малайзии и на Филиппинах, однако ни «Программа по развитию сельских общин» (Rural Community Development Program), ни «Программа стратегических деревень» (Strategic Hamlet Program) не принесли желаемых результатов. Журналист и историк Стенли Кэрноу, лично наблюдавший жизнь южновьетнамских крестьян, свидетельствовал:

«Я поехал на юг из Сайгона в Лонг-Ан, провинцию в дельте Меконга, рисовую корзину Южного Вьетнама, где проживало 40% населения. Там я обнаружил, что программа стратегических деревень, начатая во время режима Зьема, находится в полном беспорядке.

В месте под названием Хоа-Фу стратегическая деревня, построенная летом прошлого года, теперь выглядела так, как будто на неё обрушился ураган. Забор из колючей проволоки вокруг поселения был разорван на части, сторожевые башни были снесены, и только несколько человек из тысяч её изначальных жителей остались, укрываясь под навесами… Местная охрана объяснила мне, что однажды ночью в деревню проникла горстка вьетконговцев и велела крестьянам снести её и вернуться в свои родные деревни. Крестьяне подчинились…

С самого начала и в Хоа-Фу, и в других местах крестьяне ненавидели стратегические деревни, многие из которых они были вынуждены построить, подчиняясь коррумпированным чиновникам, которые прикарманили часть денег, выделенных на проекты. Кроме того, в этой местности практически не было правительственных войск, которые могли бы удержать их. Если эта война была борьбой за «сердца и умы», то… Соединённые Штаты и их южновьетнамские союзники, безусловно, потеряли Лонг-Ан.

Моё беглое впечатление, как я позже обнаружил, было подтверждено в более обширном опросе, проведённом Эрлом Янгом, главным представителем США в провинции. В начале декабря он сообщил, что с лета три четверти из 200 стратегических деревень в Лонг-Ане были уничтожены вьетконговцами или их собственными обитателями, или же они действовали сообща».

Управление страной Зьем осуществлял при помощи людей, которые были выходцами из его родной провинции и, кроме того, католиками. Зьем (в крещении он получил имя Жан-Батист) происходил из старинного рода, принявшего христианство ещё в XVII веке. Ближайшим его советником был епископ Нго Динь Тук, родной старший брат президента.

Разрушенный в ходе Тетского наступления северян мост в городе Хюэ, 1968 год

Подобный стиль управления, а также опора на американцев не нравились многим. Даже высшие офицеры в армии были недовольны, и в 1960 году Зьем пережил несколько неприятных дней, когда верные ему части подавляли мятеж в авиадесантном полку, а в 1962 году несколько пилотов южновьетнамских ВВС буквально пытались разбомбить президента и его младшего брата Нго Динь Ню в президентском дворце. На это Зьем ответил только усилением репрессий и казнями своих противников. Подобное уже не нравилось Вашингтону. Сменивший Эйзенхауэра Джон Кеннеди отправил Линдона Джонсона во Вьетнам. Новый президент и его администрация не собирались отдавать Южный Вьетнам, но и Зьем с его родственниками вроде Чан Ле Суан, супруги его младшего брата, известной своими эксцентричными выходками и вечеринками в президентском дворце, перестали устраивать Белый дом.

Южный Вьетнам в 1963–1975 гг. Конец государства

Подчёркнуто прокатолическая и антибуддистская политика Зьема, опиравшегося в том числе на католиков-беженцев из Северного Вьетнама, вызвала в 1963 году волну протестов, в ходе которых погибли несколько буддийских монахов, устроивших самосожжение. 1 ноября 1963 года с благословления американского посла генералы Зыонг Ван Минь, Тон Тхат Динь и Чан Ван Дон устроили переворот, в ходе которого Зьем и его ближайшие соратники погибли.

К началу 1970-х годов с парадной стороны Сайгон выглядел как респектабельный европейский город…

Генерал Зыонг Ван Минь прочился в президенты, но после переворота был образован военный революционный совет, члены которого были не согласны друг с другом, и исчез последний признак легитимности власти в Южном Вьетнаме. Потому уже никто не удивился ещё одному перевороту генерала Нгуен Ханя, за которым последовала смута, в ходе которой офицеры-буддисты и офицеры-католики начали открыто враждовать друг с другом. Армия и бюрократия раскололись по конфессиональному признаку, а в раскол поспешил вмешаться Ханой, где увидели удобный момент для выступления Вьетконга.

Слабеющий южновьетнамский режим, по мнению американских генералов и дипломатов, уже не мог эффективно сопротивляться северу, потому требовалось срочное вмешательство США, чтобы спасти ситуацию. 2 августа 1964 года произошёл знаменитый инцидент с обстрелом американских судов в Тонкинском заливе, после которого Линдон Джонсон получил от Конгресса разрешение на отправку войск США во Вьетнам.

…А его изнанка кишела сомнительными магазинами, барами и многочисленными борделями

Новый южновьетнамский лидер Нгуен Хань в августе 1964 года столкнулся с сильным протестным движением, в котором снова были учащиеся, представители буддистских сект и горожане, недовольные политикой генерала. В конце концов и его сменили генералы Нгуен Као Ки и Нгуен Ван Тхиеу, ставшие премьер-министром и президентом. Однако это не разрядило обстановку: шло брожение в армии, многие части были ненадёжны. На этом фоне в 1965 году в страну начали прибывать американские войска — к концу года здесь насчитывалось уже 200 000 военнослужащих. Американцы продавили проведение политических реформ, которые несколько упрочили власть Ки и Тхиеу, но не принесли желанного решения всех проблем.

Президент Тхиеу попытался провести запоздалую земельную реформу, в ходе которой наделы достались тем, кто на них работал (но всё равно это не было окончательным решением земельного вопроса), а также улучшить местное самоуправление. Он дал возможность сельским жителям самим выбирать местные общинные советы и старейшин, которые, помимо прочего, получили контроль над местным ополчением и даже небольшую финансовую поддержку от правительства.

Студенческие демонстрации 1971 года против режима президента Нгуена Ван Тхиеу

Впрочем, самой главной проблемой Тхиеу было постепенное сворачивание американского военного присутствия. После Тетского наступления 1968 года, провального скорее для ДРВ и Вьетконга, американское общество, а вслед за ним и американские политики всё больше требовали прекращения военных операций в Индокитае и вывода оттуда войск. Тхиеу пытался возместить сокращение сил США призывом вьетнамской молодёжи в войска, но столкнулся с сильным сопротивлением, подавлением которого он только нажил себе больше врагов и сыграл на руку коммунистам.

Соперничество между генералами, политиками и президентом вылилось в противостояние между Ки и Тхиеу. Новые выборы 1971 года принесли последнему победу, но стало ясно, что победы над ДРВ и Вьетконгом уже не будет. В 1973 году Ханой и Вашингтон договорились об окончательном выводе войск, и Сайгон оказался предоставлен самому себе, пусть и с огромным запасом вооружения, боеприпасов и обмундирования, которое США оставили брошенному союзнику. Финансирование прекратилось, а президент Ричард Никсон, скомпрометированный «Уотергейтом», был вынужден уйти со своего поста, что означало исчезновение в Вашингтоне последнего крупного политика, который мог сделать что-то для помощи южновьетнамскому правительству. Итог был закономерен: в 1975 году в ходе наступления войск ДРВ южновьетнамская армия была полностью разгромлена. Тхиеу сбежал из страны, передав пост генералу Зыонгу Ван Миню, который сдался во время захвата Сайгона северными войсками.

Конец Южного Вьетнама: солдаты и танки ДРВ на лужайке перед президентским дворцом в Сайгоне. На траве сдавшаяся в плен охрана дворца

Таким образом, Южный Вьетнам оказался в ловушке и был обречён практически с самого начала. С одной стороны, он возник по воле внешней силы, рассматривавшей Республику Вьетнам лишь как средство для решения своих глобальных задач по противодействию СССР. С другой, вьетнамская элита не смогла мобилизовать внутренние ресурсы на борьбу с Северным Вьетнамом, поскольку Ханой перехватил у Сайгона как националистический дискурс (единая страна для всех вьетов), так и социальный (страна будет справедливой к труженикам и покончит с бедностью и голодом). Прокатолическая политика Зьема расколола южновьетнамское общество, лишив его поддержки значительной части буддистов. Последние же сами по себе не могли ничего противопоставить Вьетконгу, который умело работал с крестьянами и пресекал все попытки Зьема и американцев использовать политику завоевания сердец и умов, как это случилось на Филиппинах или в Малайзии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится