Александр Рослин (Alexander Roslin; 15 июля 1718 — 5 июля 1793 гг.) — знаменитый шведский художник XVIII века, выдающийся мастер портретного жанра. Александр Рослин был ярким представителем стиля рококо в истории европейской живописи, а его творчество высоко ценили современники. Лучшие картины художника в наши дни хранятся в музеях России, Франции и Швеции, а его биография насыщена интересными событиями и многочисленными путешествиями.
Александр Рослин рано добился признания и большую часть жизни был весьма обеспеченным человеком. Он был избран членом многих европейских академий искусств, а шведский монарх Густав III даже пожаловал художнику рыцарский титул и наградил королевским орденом Вазы.
Биография Александра Рослина
Александр Рослин родился 15 июля 1718 года в городе Мальме в семье городского врача. Мальчик с раннего детства увлекался рисованием, и родители отдали его на обучение к адмиралтейскому художнику Ларсу Эренбиллу (Lars Ehrenbill), который сразу разглядел в нем талант и посоветовал всерьез заняться живописью.
В возрасте 16 лет Александр уехал в Стокгольм, чтобы продолжить обучение у придворного живописца короля Фредрика I Георга Шрёдера (Georg Schröder). В мастерской опытного наставника юноша провел последующие 7 лет и окончательно определился с любимым жанром — именно тогда он начал писать первые портреты.
В 1741 году Александр Рослин перебрался в Гетеборг, а спустя еще год — в Сконе, где усердно занимался портретной живописью, а также писал картины на религиозную тематику для местных церквей. Вскоре молва о молодом талантливом художнике распространилась не только по всей южной Швеции, но и проникла в соседние страны, в том числе в Германию.
В 1745 году Рослин получил приглашение от Фридриха III Бранденбург-Байрёйтского занять должность придворного художника. Правитель небольшого баварского княжества предложил Александру хорошее жалование, поэтому живописец быстро дал положительный ответ. В течение двух последующих лет он писал портреты князя и его семьи, после чего решил уехать в Италию, чтобы воочию познакомиться с работами старинных мастеров.
Александр Рослин покинул Байрёйт летом 1747 года и отправился в длительное путешествие во Флоренцию, а по дороге посетил Нюрнберг, Нойбург, Инсбрук, Венецию, Феррару и Болонью. В каждом из этих городов он прожил по несколько месяцев, поэтому прибыл в конечный пункт назначения только в июле 1748 года. Но и во Флоренции художник задержался ненадолго, вскоре он отправился в Неаполь, затем — в Рим и Парму.
Благодаря этой поездке мастер познакомился со многими влиятельными людьми Италии и приобрел огромную популярность в обществе. Кроме того, художник не забывал и про свою основную работу, он с большим вдохновением писал портреты местных вельмож и заработал солидную сумму денег за время путешествия по Апеннинскому полуострову.
В 1752 году Александр Рослин отправился в Париж, имея на руках рекомендательное письмо от герцогини Пармы Марии Луизы Елизаветы — старшей дочери Людовика XV. Кроме того, значительную помощь художнику в столице Франции оказал шведский посол, который лично рекомендовал его королю. Благодаря этим влиятельным связям 34-летний живописец был восторженно принят местной публикой, и уже спустя год стал членом Королевской академии искусств.
Приехав в Париж, Александр Рослин познакомился с 18-летней художницей Марией-Сюзанной Жиру (Marie-Suzanne Giroust), молодые люди страстно полюбили друг друга. Но на пути их семейного счастья стали опекуны девушки, которые были категорически против брака католички и протестанта. Художнику пришлось долгих семь лет добиваться руки возлюбленной и только благодаря личному содействию посла Швеции свадьба все же состоялась. Этот брак оказался для Александра очень счастливым, хотя продлился он всего 13 лет. Жена, которая также была искусной художницей, подарила ему шестерых детей (трех дочерей и трех сыновей), но умерла в расцвете сил в августе 1772 года от рака груди.
В Париже Александр Рослин быстро завоевал славу лучшего портретиста современности и до самой смерти пользовался огромным авторитетом среди коллег. Его постоянными заказчиками были члены французской королевской семьи и правители других европейских стран. Работы мастера постоянно получали высокие награды на Парижских салонах, король выделил ему роскошные апартаменты в центре столицы и назначил пожизненную пенсию.
В 1774 году после смерти любимой жены живописец ненадолго покинул Париж, он посетил родную Швецию, а затем отправился в Санкт-Петербург. Екатерина II была страстной поклонницей таланта мастера и настойчиво уговаривала его остаться в России, но художник ответил царице вежливым отказом на ее предложение и вернулся в Париж.
Последние годы жизни мастера совпали с бурными событиями Великой французской революции. Авторитетный художник с горечью наблюдал за тем, как страна погружается в пучину террора, а между тем здоровье его стремительно ухудшалось. 5 июля 1793 года Александр Рослин отошел в вечность в своем роскошном парижском доме. К сожалению, до наших дней его могила не сохранилась.
Самые известные картины Александра Рослина
Гениальный шведский живописец создал немало великолепных шедевров за свою жизнь. И все же, самыми известными картинами Александра Рослина считаются:
- «Автопортрет с женой Марией-Сюзанной Жиру, рисующей портрет Хенрика Вильгельма Пейля» (1767) — произведение, наглядно отображающее прекрасную атмосферу в семье художника. Супруги явно питают теплые чувства друг к другу и счастливы быть вместе.
- «Дама под вуалью» (1768) — проникнутый нежностью портрет любимой жены мастера. Женщина, одетая по последней моде той эпохи, игриво смотрит на зрителя, а ее лицо частично прикрыто черной вуалью.
- «Владелец фабрики Джон Дженнингс, его брат и невестка» (1769) — групповой парадный портрет семьи влиятельного шведского купца и промышленника. Герои картины изображены в роскошных костюмах той эпохи рядом с музыкальным инструментом.
- «Портрет Зои Гики» (1777) — одна из немногих работ художника, полностью завершенных во время пребывания в России. Живописец искусно изобразил в народном костюме дочь молдавского правителя, погибшего в борьбе с османами.
Александр Рослин по праву считается лучшим шведским художником-портретистом всех времен. Благодаря его картинам спустя много лет мы имеем прекрасную возможность увидеть лица и костюмы огромного количества известных людей XVIII века.