Алексей Явленский входил в число художников, которые стремились рисовать не окружающую жизнь, а эмоциональное состояние. Поэтому они называли себя экспрессионистами: латинское слово «expressio» переводится как — «выражение». Самыми яркими эмоциями, служившими для создания живописных произведений, в то время служили страх, тревога, ожидание новых потрясений.
Биография Алексея Явленского
Алексей Явленский родился в городе Торжок, расположенном в предгорьях Валдайской возвышенности, 13 марта 1864 года. Родители прочили ему карьеру военного. Отец-полковник, после переезда семьи в Москву, отдал 11-летнего сына в кадетский корпус.
В 1887 году юноша закончил 3-е Александровское военное училище и отправился служить во 2-й Кронштадтский батальон. Перевод в Санкт-Петербург позволил ему поступить в художественную школу. С 1889 года он посещал Академию художеств, обучаясь живописи в классе Ильи Репина.
Пару лет спустя, он познакомился с Марианной Верёвкиной. Та была на 4 года старше, зарекомендовала себя сложившейся художницей, но забросила собственные занятия ради того, чтобы развивать талант нового друга.
В 1896 году Алексей Явленский ушёл в отставку и вместе с Марианной Верёвкиной отправился в Мюнхен, где занимался в школе Антона Ажбе (Anton Azbe). Благополучно устроиться за границей помогли деньги Верёвкиной: она получила наследство и пенсию за умершего отца.
Мюнхенский период свёл Алексея Явленского со многими известными художниками, в том числе и с Василием Кандинским — идейным вдохновителем общества «Синий Всадник». Сильное влияние на Явленского оказали также нидерландец Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh), французы Поль Сезанн (Paul Cezanne), Анри Матисс (Henri Matisse) и Поль Гоген (Paul Gauguin).
Алексей Явленский смело экспериментировал с красками, яркими цветами, неожиданными композиционными решениями, чем заметно выделялся среди других художников. К этому творческому периоду относится знаменитый портрет Александра Сахарова, написанный в 1909 году.
Все творческие интересы Алексей Явленский связывал с Мюнхеном. Он продавал картины, встречался с друзьями из художественной среды. Но Первая мировая война внесла жестокие коррективы: родившись во враждебной державе, среди немцев мастер попал в статус «нежелательных персон». Пришлось переехать в Швейцарию. Сопровождали его две женщины — Марианна Верёвкина и Елена Незнакомова.
Найдя пристанище в маленькой деревушке на берегу Женевского озера, художник нуждался не только в новых идеях, но и в деньгах: из-за войны, Верёвкина перестала получать российскую пенсию. Но в 1916 году Алексей Явленский познакомился с Эмми Шейер (Emmy Scheyer). Она, как и предыдущие его пассии, отказалась от собственной карьеры, стала личным секретарём художника, хлопотала об организации его выставок.
С 1917 года живописец начал новую серию картин под общим названием «Мистические головы». В поисках идей Алексей Явленский много путешествовал: посетил Цюрих и Аскону, а в 1922 году вернулся в Германию. Сперва ему везло — часто проводились персональные выставки. Но в 1933 году к власти пришли нацисты, не оценившие его творчества. В 1937 году, после выставки, получившей название «Дегенеративное искусство», конфисковали 70 его картин.
В последние годы жизни у художника начал развиваться паралич из-за артрита. Позднюю серию картин под названием «Медитации» он создавал, рисуя двумя руками.
15 марта 1941 года Алексея Явленского не стало. Родные похоронили его на Висбаденском православном кладбище. Творческое наследие живописца сохранили для потомков Елена Незнакомова и её дочери. В России первая крупная выставка художника прошла лишь в 2000 году.
Картины Алексея Явленского получали неоднозначные оценки у современников. Они нравились поклонникам экспрессионизма, вызывали резкую критику и неприятие у нацистов. Наиболее известные работы мастера:
- «Портрет танцора Александра Сахарова» (1909) — существует мнение, что известный хореограф был первым в России трансвеститом. Этот его портрет считается хрестоматийным.
- «Фабрика» (1910) — образец, которым автор выразил идею, что в отличие от фотографии, живопись должна оставаться «нереалистичной», сочетать в себе неожиданные краски, пробуждающие чувства и эмоции у зрителя.
- «Женевское озеро» (1915) — картина написана масляными красками на картоне. Автор подарил её одному из коллекционеров в 1920 годах. В последующие десятилетия выставлялась в Дюссельдорфе, Кёльне, Нью-Йорке.
- «Мистическая голова» (1917) — одно из произведений цикла, созданного в попытках осознания эмоциональности мира. Для первых голов художнику позировали Марианна Верёвкина и Елена Незнакомова, остальные созданы по воображению.
- «Медитация» (1934) — по утверждению автора, цикл создавался по принципу исключения деталей в пользу эмоций. Цикл «Медитации» включает больше сотни подобных картин.