Андреа Поццо: величайший мастер иллюзионистской фресковой росписи эпохи Барокко
1,132
просмотров
Андреа Поццо — скромный монах-иезуит, ставший всемирно известным художником. Чем еще, кроме живописи, прославился на весь мир гениальный итальянец.

Андреа Поццо (Andrea Pozzo; 30 ноября 1642 — 31 августа 1709 гг.) — знаменитый итальянский художник XVII века, ярчайший представитель европейского барокко. Андреа Поццо был выдающимся мастером живописи, фресковой росписи и архитектуры, а также авторитетным теоретиком искусств и прекрасным наставником. Шедевры его творчества на протяжении многих столетий служили ориентирами высочайшего уровня мастерства для последующих поколений коллег. Биография художника представляет собой уникальный образец беззаветного служения деятеля искусств идеалам христианства.

Андреа Поццо. Картина «Автопортрет», 1687

Андреа Поццо был глубоко верующим человеком и большую часть жизни состоял в ордене монахов-иезуитов. Он неоднократно порывался полностью посвятить себя церковным делам, но каждый раз, благодаря настоятельным уговорам окружающих, продолжал творить и создал немало уникальных шедевров искусства.

Андреа Поццо. Роспись потолка храма Сан-Франческо-Ксавье в Мондови, 1676

Биография Андреа Поццо

Андреа Поццо появился на свет 30 ноября 1642 года в городе Тренто, который в ту пору принадлежал Австрийской империи, а в наши дни находится в составе Италии. Начальное образование мальчик получил в школе монахов-иезуитов, а основам живописи он обучался самостоятельно. Отец, заметив наличие у сына очевидных склонностей к искусству, помог ему устроиться учеником к местному художнику. Но достоверных данных о том, кто был наставником юного Андреа, до наших дней не сохранилось.

Андреа Поццо. Апсида храма Сан-Иньяцио в Риме, 1685-1699

В 19 лет Поццо хотел присоединиться к ордену монахов-кармелитов, но получил отказ по причине слабого здоровья и хрупкого телосложения. Юноша уехал из родного города и в течение 3-х лет жил между Комо и Миланом, продолжая изучать основы изобразительного искусства. В конце декабря 1665 года он стал послушником ордена иезуитов, с честью прошел непростое испытание, после чего постригся в монахи.

Андреа Поццо. Имитация купольного свода храма Сан-Иньяцио в Риме, 1685-1699

Руководство религиозного братства с одобрением отнеслось к увлечению молодого отрока искусством. Его даже направили на обучение в Геную и Венецию, где Андреа Поццо познакомился с творчеством великих мастеров религиозного жанра разных эпох и выработал собственный творческий стиль. Затем он поселился в Милане, где основной обязанностью стало художественное оформление всевозможных религиозных праздников.

Андреа Поццо. Роспись подкупольного пространства храма Сан-Иньяцио в Риме, 1685-1699

С начала 1670-х годов монах отправился в долгосрочную поездку по Италии. В течение 8 лет он посетил Парму, Болонью, Турин, Александрию, Савону, Новару, вновь побывал в Генуе и Венеции. В каждом из этих городов Андреа Поццо принимал участие в выполнении работ по художественному оформлению церквей и соборов. Он писал картины, создавал фрески, дополнял недавно построенные здания новыми архитектурными элементами и вскоре приобрел славу искусного мастера.

Андреа Поццо. Заглавная страница Трактата Perspective Pictorum et Architectorum, 1693-1700

В 1676 году Андреа Поццо создал свой первый великий шедевр — расписал потолок храма Сан-Франческо-Ксавье в Мондови. В этой работе художник впервые использовал эффект трехмерной оптической иллюзии при оформлении плоской поверхности. Новаторская техника росписи моментально прославила живописца и в 1680 году он получил личное приглашение от главы ордена иезуитов приехать в Рим для выполнения особой задачи.

Андреа Поццо. Иллюстрация из Трактата Perspective Pictorum et Architectorum, 1693-1700

В столице Италии еще в 1642 году построили грандиозный храм Сант-Иньяцио, посвященный основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойоле (Ignacio de Loyola), но работы по украшению его внутреннего убранства продолжались уже около 40 лет. Главная проблема заключалась в недостроенном куполе, который нельзя было украсить традиционной фресковой росписью.

Андреа Поццо. Картина «Ангел-хранитель», 1694

Андреа Поццо предложил решить задачу необычным способом — создать трехмерную иллюзию расписного купола на холсте, закрепленном под потолком. В 1685 году глава ордена иезуитов утвердил проект, разработанный мастером, а спустя девять лет все работы были завершены. Храм торжественно открыли для верующих в присутствии папы римского.

Андреа Поццо. Алтарь Церкви Святого Иисуса в Риме, 1696-1700

Помимо основной работы, художник успевал выполнять множество других заказов. Он писал портреты итальянских вельмож и картины на религиозную тематику, разрабатывал архитектурные проекты храмов и воплощал их в жизнь, украшал росписью алтари церквей, создавал фрески. Андреа Поццо также преподавал живопись и архитектуру в римском колледже иезуитов, а среди его учеников стоит выделить Джузеппе Кастильоне (Giuseppe Castiglione). Этот монах-иезуит прославился тем, что в течение 50 лет служил миссионером в Китае, где стал придворным художником и пользовался особым покровительством императора.

Андреа Поццо. Роспись свода главного зала дворца Лихтенштейна в Вене, 1704

В сфере теории искусств Андреа Поццо также добился значительных успехов. Он создал масштабный научный трактат в двух томах для художников и архитекторов, в котором подробно описал методы перспективы. Эта работа на протяжении нескольких столетий считалась лучшим практическим руководством при строительстве и внутреннем оформлении культовых зданий.

Андреа Поццо. Картина «Мученичество Святой Люсии», 1708

В 1702 году Андреа Поццо получил приглашение от императора Леопольда I (Leopold I) приехать в Вену. Прибыв в столицу Австрии, великий мастер был сразу назначен придворным живописцев и ему было поручено реализовать целый ряд масштабных архитектурных и художественных проектов. В течение семи последующих лет он добросовестно выполнял свои обязанности и собирался вернуться в Италию, но этим планам не суждено было сбыться.

Андреа Поццо. Картина «Последний ужин», 1708

31 августа 1709 года Андреа Поццо скоропостижно скончался в столице Австрии в возрасте 66 лет. С большими почестями его похоронили в иезуитской церкви в Вене — великолепном храме, полностью перестроенном и украшенном по проекту гениального мастера.

Андреа Поццо. Главный алтарь Иезуитской церкви в Вене, 1703-1709

Самые известные работы Андреа Поццо

Великий итальянский художник создал немало прекрасных произведений изобразительного искусства в стиле барокко. И все же, к числу самых известных работ Андреа Поццо относятся:

  • Роспись подкупольного пространства храма Сан-Иньяцио в Риме (1685-1699) — величайший шедевр творчества мастера. Масштабная иллюзорная фреска под названием «Прославление Святого Игнатия» в подробностях описывает жизнь основателя ордена иезуитов.
  • Трактат Perspective Pictorum et Architectorum (1693-1700) — грандиозная научная работа по теории искусств. Помимо подробного описания перспективы, автор разместил в двухтомном сочинении более двух сотен гравюр с оригинальными собственными иллюстрациями.
  • Алтарь Церкви Святого Иисуса в Риме (1696-1700) — произведение, богато украшенное серебром, позолотой и разноцветными камнями. В роскошном алтаре, созданном художником, находится урна с прахом Святого Игнатия.
  • Иезуитская церковь в Вене (1703-1709) — величественный католический храм, перестроенный по проекту Андреа Поццо. Художник также руководил всеми работами по оформлению внутреннего убранства церкви.
Андреа Поццо. Роспись подкупольного пространства Иезуитской церкви в Вене, 1703-1709

Андреа Поццо — гениальный итальянский художник, который никогда не стремился стать богатым и знаменитым. Всю свою сознательную жизнь он посвятил служению Богу, но, при этом, оставил яркий след в истории европейского искусства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится