В прошлых веках известные строители в основном занимались постройками зданий в столицах: дворцы, виллы, церкви и прочие сооружения с незаурядными особенностями их архитектуры. Некоторые из таких строительных объектов вскоре дублировались в других российских городах и пригородах.
Копии столичной церкви Космы и Дамиана
Приходская православная церковь Космы и Дамиана находится в Белом городе в районе Басманного Центрального административного округа Москвы. Церковь Космы и Дамиана на Маросейке строилась в 1791-1793 годах по проектированию архитектора Матвея Казакова, на деньги Михаила Хлебникова — хозяина дома, расположенного по соседству. По задумке архитектора, планировка храма была нетрадиционной, он состоял из четырех помещений цилиндрической формы: главное пространство храма, апсиды и пара боковых приделов.
На западной стороне были обустроены трапезная и колокольня. Кстати, до 1922 года переулок, отходящий от Маросейки у апсиды церкви, назывался в ее честь - Космодамианским. Невзирая на относительно небольшой размер этой церкви, она и по сей день является выразительной доминантой этих окрестностей.
Со временем необычную церковь дублировали еще несколько раз. Одна из копий — Спасская церковь в Протасьевском углу — гордо возвышается в Рязанской области. Версия здания абсолютно идентична своему прототипу. В настоящий момент данное сооружение остро нуждается в реставрационных работах. Но пока ученые-искусствоведы не имеют точных доказательств, что эту копию тоже построил знаменитый архитектор Казаков, восстановление переносится.
Вторая копия церкви Космы и Дамиана — Никольская (Николая Чудотворца). Ее построили в Подмосковье, в бывшем селе Карачарово, по распоряжению графа Льва Разумовского. Этот архитектурный объект, как и предыдущий, до тончайших мелочей повторяет московский храм на Маросейке, поэтому есть мнение, что и это строение принадлежит руке Казакова. К сожалению, и эта копия требует незамедлительной реставрации, так как близится ее разрушение.
Мини-копия московского храма Христа Спасителя
Русский архитектор Константин Тон в годы его работы был, пожалуй, самым известным зодчим. Кстати, он разработал, как его назвали, «русско-византийский стиль» церковного зодчества. Основная часть построенных Тоном сооружений — это величественные здания для Москвы и Петербурга, однако его душа тяготела к строительству церквей, по проектам которых зачастую строили копии сооружений за пределами двух столиц. По такому принципу появилась мини-копия московского храма Христа Спасителя — собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
Храм, находящийся в Ростове, отличался от своего столичного прототипа колокольней, которая была построена около церкви. В 1932 году эту церковь, как и основную часть других богослужебных зданий, закрыли: поснимали все кресты с позолоченных куполов, разобрали величественный иконостас и убрали всю атрибутику. Вместо божьего храма там обустроили сначала склад, а после — зверинец. Но, к счастью, спустя 10 лет все убранство вернули, вновь водрузили кресты и стали использовать церковь по назначению.
Помимо церквей, Константину Тону принадлежит авторство двух абсолютно идентичных зданий железнодорожных вокзалов: Московского в Петербурге и Николаевского (со временем был переименован в Ленинградский) в Москве. Это был тот случай, когда задние не копировали после строительства, а начали воздвигать сразу одновременно два объекта. Что интересно, в Петербурге вокзал построили на два года позже — в 1851 году.
По внешнему виду эти здания в стиле неоренессанс выглядели идентично. Их украшением служили большие венецианские окна и башня в два яруса, расположенная в самом центре здания. Проект внутреннего пространства вокзалов также был идентичен. Первый этаж занимали вестибюли, залы ожидания для пассажиров, а также императорские апартаменты. На втором этаже располагались служебные квартиры работников железной дороги.
Провинциальные версии Чесменской церкви в Петербурге
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменская) — православный храм в Санкт-Петербурге, который действует и по сей день, считаясь памятником архитектуры федерального значения. Эту церковь возвели в честь одержания победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.
Церковь была задумана и одобрена императрицей Екатериной Великой. Здание, где преобладает стиль неоготики, строили три года по проекту отечественного архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, закончив в 1780 году У этой церкви существует целых два здания-клона: Спасо-Преображенская церковь в селе Красном и Никольская церковь в селе Посадниково.
До сих пор точно неизвестно, строилась ли Спасо-Преображенская церковь самим Фельтеном в селе Красном, или же здание возвел кто-то другой по его чертежам. Так или иначе, при воспроизведении многих архитектурных нюансов были допущены некоторые вольности в сравнении с оригиналом, например: более витиеватый стрельчатый орнамент фасадов; использование местного белого камня в декоре, а не гипса: создание трех входов вместо одного.
Второе повторение необычной петербургской церкви — Никольская церковь в селе Посадниково Псковской области, построенная по приказу Александра Ланского - одного из фаворитов Екатерины Великой. В общей сложности детали архитектуры совпадали с первоисточником, но все же и в этом варианте были отличия, главным из которых стала колокольня, построенная около церкви. К сожалению, в 20-е годы Никольская церковь была разрушена, сейчас о ее существовании напоминают лишь фотокарточки, дошедшие до наших дней.
Идентичные мосты через Фонтанку в Петербурге
К концу XVIII столетия в Петербурге были построены семь одинаковых мостов через реку Фонтанку. До сих пор доподлинно неизвестно, кто автор данного проекта. Среди возможных архитекторов упоминают Василия Баженова, Фридриха Бауэра, Жана-Родольфа Перроне, Юрия Фельтена, и прочих. Но основная часть ученых-исследователей считают, что авторство этого проекта принадлежит именно французу-архитектору Перроне, автору моста Согласия в Париже, в котором много схожих деталей с мостами Петербурга.
Трехпролетные мосты, установленные на прочные опоры из камня, были снабжены механизмом разведения, который находился в центральном пролете каждого из мостов. Чтобы не портить красоту разводных мостов, данный механизм спрятали в изысканных башенках из гранита. К слову, со временем пять из этих мостов перестроили, но два сохранили свой первичный облик: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.