Чем объясняли нервные болезни
Сведения о том, как в народе боролись с нервными болезнями, сохранились в летописях, фольклоре, литературных памятниках, в травниках и лечебниках — книгах о болезнях и их причинах. В них встречаются упоминания недугов: душевных хворей, головных болей, параличей, бессонниц, эпилепсии, испуга и многих других.
Тех, кто страдал такими болезнями, чаще всего считали «порчеными». Порча — понятие широкое: по поверьям, ее насылали не только на людей, но и на скот или урожай. Медик и этнограф Гавриил Попов писал: «Народ название «порченых» дает почти исключительно нервным больным и применяет его к случаям деревенской истерии — кликушества, истеро-эпилепсии, неврастении». Так как причину болезни видели в колдовстве, то и лечить болезни могли, по мнению крестьян, только знахари, а не врачи.
Считалось, что порча появлялась в результате сглаза или магических действий. Сглазить мог человек с «дурным» глазом, причем даже без злого умысла, случайно. Болезнь от наговора, случайного слова или даже похвалы в некоторых районах называли «озык». Особенно способных к сглазу считали людей с темными, черными глазами.
По поверьям, темной магией порчу наводили колдуны, знахари, ворожеи и ведьмы. Они «портили» за деньги по просьбе других людей, из ненависти или из-за обиды. Колдуны вселяли в тело человека беса, отчего и возникали сумасшествие, тоска и падучая болезнь — так называли в старину эпилепсию. Больной мог узнать, что на него навели порчу, от других людей или догадаться об этом сам.
Как изурочить человека
Порчу наводили на личные вещи — одежду, особенно нижнюю, близкую к телу, или магические предметы: амулеты, куклы, веревки с узлами. Писатель и этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая неведомая и крестная сила» описывал такой способ наведения порчи, как относ: наговоренные вещи подкидывали человеку или же оставляли на дороге, в лесу или в поле. В народе ходило множество быличек — историй о том, как люди находили такие предметы: яйцо, оброненный на дороге узел с одеждой, украшения, платки. Считалось, если человек поднимет такую вещь, он заболеет или станет странно себя вести: будет кричать разными голосами, на него нападет тоска.
Относили одежду с тела больного, ее вешали в лесу, чтобы болезнь передалась дереву или тому человеку, который ее найдет. Чтобы избавиться от порчи, нужно было вернуть найденную вещь и положить на то же место, тогда болезнь отступит.
Другой способ изурочить, или навести порчу, — чары на след: отпечаток ноги на земле, песке или снеге. След накрывали тканью и звали колдуна. Он вынимал отпечаток или собирал землю в мешок, а затем производил над ним магические ритуалы.
Портят людей колдуны и колдовки, лишают их разума, отвращают жену от мужа или мужа от жены и делают постылым, впускают в чрево змею или ужа: или делают какую-нибудь жестокую вещь, так что баба испорченная весьма это чувствует и говорит, что эта порча часто ей подкатывается под сердце и лежит под ним, как пирог.
Михаил Чулков. Из книги «Абевега русских суеверий»
Как лечили порчу и сглаз
Порченых, по поверьям, может вылечить знахарь или другой, более сильный колдун. Знахари передавали свой опыт и знания устно, от учителя к ученику. Народные методы лечения таких болезней описал в начале XX века Гавриил Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина». Он отмечал, что сама таинственность лечения с запахами трав и магическими ритуалами действует на психику больного, который верит в силу колдуна. В деревнях не доверяли врачам, часто крестьяне отказывались от помощи медиков. Они считали, что незачем пить лекарство от головной боли, ведь оно попадет в живот, а чтобы лечить боль, нужно что-то прикладывать к голове.
Перед началом обряда знахарь определял, как возникла нервная болезнь: от порчи, сглаза, испуга или вселившегося беса. Для этого он подробно расспрашивал больного о его ощущениях, а также о подозрениях, кто мог наслать на него хворь. Если знахарь не находил причину сразу, он искал ее с помощью магических обрядов. Один из способов такой «диагностики» — вылить расплавленный воск в воду и толковать очертания.
От причины болезни зависел способ лечения и предметы для этого ритуала. Это могли быть вода, камни, свечи, уголь, зеркало или другие вещи. Долгое время в деревнях знахари использовали «наговоренную» воду, над которой читали заговоры или молитвы: ею «умывали» или давали пить. Другой способ избавиться от болезни — напугать ее: криком, громким звуком, ударом. Магические практики, как правило, проводили в доме около печи или в бане. После некоторых из обрядов больной засыпал и часто после пробуждения чувствовал себя лучше.
При всем разнообразии приведенных приемов и средств, в них есть одно общее — стремление оказать воздействие на психику больного, которое должно быть тем сильнее и глубже, чем сложнее и таинственнее эти приемы, чем содержательнее, с точки зрения крестьянина, произносимый при этом заговор и чем больше он может тронуть его душу.
Гавриил Попов. «Русская народно-бытовая медицина»
Как лечили душевные болезни и падучую
Душевные болезни в лечебниках и литературных памятниках называли «изумлением», «умовредием», а больных — «дикий», «дурной», «бесноватый», «помешанный», «убогий». На протяжении времени к ним относились по-разному: больных считали одержимыми бесами или же, наоборот, блаженными, посредниками между людьми и Богом.
В некоторых районах Руси считали, что нервные болезни подвластны дьяволу и находятся у него в преисподней — именно поэтому их тяжело лечить. Даже само название — «беснование» — связано со словом «бес». Другой причиной подобных болезней считали нарушение запретов, связанных с природой, или религиозных предписаний. Например, хозяйственные работы в запрещенное время. Одним из действенных методов лечения разных болезней считали молитву, о разных бедах молились разным святым.
Эпилепсию в народе называли падучей. Верили, что больной во время приступа оказывается в другом мире. Во многих районах причину эпилепсии находили в том, что внутри человека на долгое время поселяется черт. Некоторые люди считали, что падучей можно заразиться, если находиться около больного и дышать одним с ним воздухом.
Многие болезни, в том числе эпилепсию и испуг, лечили ритуалами с одеждой. Рубахи, нательное белье выворачивали наизнанку, или закапывали и укладывали под камень, или рвали на части. Во время обрядов читали особые заговоры. От нервных болезней, головных болей и при падучей применяли полынь в разных видах — отварах и настоях.