Что осталось за кадром фильма «Здравствуй и прощай»: какие отношения связывали Олега Ефремова, Людмилу Зайцеву и Наталью Гундареву
720
просмотров
20 лет назад, 24 мая 2000 г. ушел из жизни знаменитый актер и режиссер, народный артист СССР Олег Ефремов. В его фильмографии – более 70 актерских работ, ему часто предлагали роли стражей правопорядка, и одной из самых известных таких работ стал фильм «Здравствуй и прощай», где Ефремов сыграл участкового Григория Бурова.

Его партнершами по съемкам стали актрисы-дебютантки Людмила Зайцева и Наталья Гундарева, для которых этот фильм стал удачным стартом кинокарьеры. Какие отношения их связывали с Ефремовым за кадром, и какие свои секреты он доверил Зайцевой – далее в обзоре.

Режиссер Виталий Мельников с актерами на съемках фильма

Автором сценария фильма был Виктор Мережко, а режиссером – Виталий Мельников, на тот момент уже известный зрителям по своим работам «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева». Каждый его фильм становился событием, и все актеры, которым посчастливилось с ним работать, называли это своей удачей. Олег Ефремов к тому моменту уже был звездой кино и главным режиссером МХАТа, но у Мельникова готов был сниматься даже в эпизодах. Они уже работали вместе в фильме «Мама вышла замуж», и новое предложение режиссера он принял без раздумий.

Сценарист фильма Виктор Мережко

Мельников собрал блестящий актерский состав – Олег Ефремов, Михаил Кононов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Александр Демьяненко. 26-летняя дебютантка Людмила Зайцева поначалу робела, попав в такую компанию. Тем более, что ей, молодой актрисе, предстояло сыграть мать троих детей, простую сельскую женщину, которую Мережко писал со своей матери. Когда она впервые оказалась на съемочной площадке с Олегом Ефремовым, совсем растерялась. Но актер помог ей справиться с волнением, и хотя относился к ней покровительственно, стал для нее не только наставником.

Кадр из фильма *Здравствуй и прощай*, 1972
Кадр из фильма *Здравствуй и прощай*, 1972

На экранах в паре с Ефремовым они смотрелись так органично, что зрители тут же им приписали роман и за кадром. На самом деле их связывали только дружеские отношения. На съемки он приехал позже – Ефремов мог сниматься только в свободные от другой работы дни, но с первых же минут смог расположить к себе Людмилу Зайцеву. В нем не было ни тщеславия, ни заносчивости, и у нее сразу же возникло ощущение, как будто они были знакомы очень давно.

Людмила Зайцева в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972
Олег Ефремов в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972

Вскоре их общение стало настолько доверительным, что Ефремов даже поделился с партнершей сердечными тайнами – рассказал о женщине, в которую был влюблен. Он тогда страдал от неразделенных чувств и признался Зайцевой, что всю жизнь переживал из-за таких несовпадений: женщины, проявлявшие к нему внимание, были ему безразличны, а те, которых выбирал он сам, не отвечали ему взаимностью. Поэтому тогда на съемках ему было не до романов. Из-за своих переживаний он иногда выпивал, и Зайцева следила за тем, чтобы этого не случалось накануне съемок. А вот дальнейшего общения у актеров не сложилось – после съемок они перестали видеться.

Кадр из фильма *Здравствуй и прощай*, 1972

Мельникова называли первооткрывателем талантом – часто те начинающие актеры, которых он приглашал на съемки, впоследствии становились звездами кино. Именно он первым рассмотрел талант и Натальи Гундаревой. Пригласить ее на роль буфетчицы Надежки режиссеру порекомендовала Людмила Зайцева. Тогда Гундарева была еще никому не известной театральной актрисой, и заметных ролей в кино у нее еще не было. Мельников шел на риск, доверив главные женские роли дебютанткам, но они его не подвели.

Наталья Гундарева в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972

С первого же своего появления на съемочной площадке Гундарева покорила всю съемочную группу. Все поражались тому, насколько быстро и органично она вошла не только в съемочный процесс, но и в круг местных жителей – она, москвичка, чувствовала себя своей среди станичников, а они, глядя ей вслед, говорили: «Какая же это актриса, она же наша, из Ростова, вот она и снимается».

Наталья Гундарева и Людмила Зайцева в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972

Съемки проходили в казачьей станице Приморской. В массовке снимались местные жители. Актрисы не должны были от них отличаться, и оператор Юрий Векслер запретил им использовать грим и средства от загара. Зайцева, выросшая в деревне, сама была так похожа на местных женщин, что ее часто не воспринимали как артистку. Иногда милиционеры, дежурившие на съемочной площадке, не пускали ее за ограждение, не веря в то, что перед ними – актриса.

Наталья Гундарева в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972

Гундареву сложно было назвать красавицей, но она всегда обладала каким-то поразительным магнетизмом и завораживала мужчин. Виктор Мережко рассказывал: «Я помню свое потрясение от Гундаревой в кульминационной сцене Надежки и ее нагловатого и трусливого ухажера Васьки. Снималась сцена, в которой пытались женить Ваську на Надежке. Шура выхватывала у него паспорт и собиралась поставить в нем штамп, а незадачливый «жених» пытался его отобрать. И тут появлялась Надежка. Она медленно забирала паспорт и передавала его владельцу со словами: «Чего вы так испугались, Василий Тихонович? Возьмите». Сколько в этой короткой фразе было оттенков: боль, стыд, гордость, жажда любви и прощение. Я стоял в сторонке и не мог глаз отвести от Надежки Гундаревой. И находившиеся рядом мужики, затаив дыхание, хлюпали носами. Так здорово, классно, предельно искренне и эмоционально была проведена Наташей эта сцена».

Кадр из фильма *Здравствуй и прощай*, 1972

На съемках фильма Людмила Зайцева и Наталья Гундарева сдружились и продолжали общаться и после завершения работы над фильмом. Было только одно, чего Зайцева не могла терпеть в своей подруге – ее пения. По сюжету, им приходилось петь вместе, да и за кадром актеры часто занимались тем же. Виктор Мережко рассказывал: «На съемках «Здравствуй и прощай» Людмила Зайцева останавливала Наташу, когда та пела. Говорила: «Не порть нам песни». У Наташи поначалу было слабовато с музыкальным слухом. Но петь любила. Актеры соберутся и затянут что-нибудь народное. Ладно выводят, а Наташа – все мимо нот. Но Люся ее натаскала, стало здорово получаться… А была она замечательной... И на площадке никогда не капризничала». В итоге у Гундаревой и Зайцевой получился такой замечательный дуэт, как будто обе были профессиональными певицами.

Олег Ефремов в фильме *Здравствуй и прощай*, 1972

Простая и трогательная история, которая могла бы произойти в любой советской деревне, никого из зрителей не оставила равнодушным – в год премьеры фильм посмотрело больше 16 млн зрителей. Многие женщины узнавали в героине Людмилы Зайцевой самих себя и писали ей письма со словами признательности. А Наталья Гундарева стала народной артисткой задолго до присвоения ей этого звания – зрительницы были уверены в том, что она – женщина из народа, и писали на киностудию письма, в которых горячо благодарили создателей фильма за то, что они сняли в нем не только профессиональных актрис, но и простую деревенскую жительницу Наталью. Наверное, это было самым большим комплиментом в адрес актрисы. Этот фильм открыл ей дорогу в большое кино, и после этого Гундарева сыграла десятки ролей.

Кадр из фильма *Здравствуй и прощай*, 1972

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится