У кокошника много названий
Название женского головного убора из традиционного русского костюма происходит от слова «кокошь» — петух, курица, что отображает его форму, напоминающую гребень этой птицы. Иногда силуэт сравнивают с опахалом, полумесяцем или округлым щитом. Самое известное своё наименования головной убор получил предположительно в XVII столетии - именно тогда впервые было задокументировано употребление этого слова. Однако за свою историю кокошник приобрёл ещё целый ряд названий, которые, впрочем, прижились меньше и не так распространено - головка, златоглав, кокошка, кокуй, наклонник, наклонка, ряска, шеломок.
История появления кокошника туманна
Кокошник появился среди одежды, которую носили восточные славянки, довольно давно. Однако определённо сказать, когда именно это произошло, исследователи пока не могут. Однако, судя по всему, это произошло ещё до крещения Руси - доподлинно известно, что первые головные уборы, которые напоминают по форме и украшениям знакомый нам кокошник, появились ещё в Х столетии.
Кокошники носили и незамужние девушки
Обычно считается, что кокошник появился как вариант головного убора для замужних женщин, которые верили, что после свадьбы они должны покрывать голову, чтобы не принести несчастье в дом. Однако в реальности их могли носить и незамужние девушки, и даже маленькие девочки - в этом случае использовались варианты, которые полностью не закрывали голову, или и вовсе могли состоять из одного гребня.
Кокошник имеет много вариантов гребней
Гребень кокошника имел целый ряд различных форм, чаше всего они отличались в зависимости от региона, где его носили. Костромская, Псковская, Саратовская, Нижегородская и Владимирская губернии представлены кокошниками в виде наконечник стрелы. Кроме этого, можно найти такие формы - «златоглава», «каблучок», «наклон», «кокуй» и «сорока».
Кокошники были дорогими
Кокошник изготовляли мастерицы, используя недешёвые материалы - дорогая ткань расшивалась золотыми и серебряными нитями, а среди украшений нередко применялся жемчуг. Поэтому стоимость такого убора могла доходить до 300 рублей ассигнациями, из-за чего кокошники передавались по наследству и особым образом хранились, чтобы их не повредить.
Забвение и возвращение кокошника в императорские палаты
Эпоха кокошника на время прервалась в высших государственных кругах при Петре Великом, который запретил их ношение в придворных платьях в рамках борьбы с пережитками прошлого и политики европеизации. Однако после долгих лет забвения кокошника на высочайшем уровне в Российской империи, он всё-таки сумел вернуться. Произошло это с инициативы Николая I, который в 1834 году издал указ, вводивший новое придворное платье для фрейлин. В «новый-старый лук» входил открытый узкий корсаж с длинными рукавами на манер боярских одежд и длинная юбка со шлейфом, а вот головным убором стал как раз кокошник. Такой внешний вид для фрейлин императрицы оставался практически неизменным в Российском государстве вплоть до Февральской революции 1917 года.