Дмитрий Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) — сын специалиста в области горной инженерии — родился 22 октября 1883 года в Ростовской области. В десятилетнем возрасте вместе с родителями переселился в столицу России. Учился в Московском реальном училище, брал уроки живописи и рисунка у Петра Ивановича Келина.
Получить фундаментального художественного образования будущему художнику не удалось. Однако это не помешало ему сотрудничать с дореволюционными периодическими изданиями в качестве иллюстратора-карикатуриста. Карикатуры мастера публиковались в газете «Известия», журнале «Красноармеец». Его любимым графическим приемом был черно-белый рисунок тушью, эмоционально усиленный резкими, как правило, красными акцентами. С настоящим энтузиазмом создавал афиши к немым кинематографическим картинам: «Никогда», «Тихо», «Убийца».
К 1917 году Дмитрий Моор был уже сформировавшимся самобытным графиком. Он воспринял революцию с восторгом и встал на путь художника-агитатора, взявшись одним из первых оформлять агитационные поезда. Моор считается основателем советского агитационно-политического плаката. Его произведения по заказу Политуправления Реввоенсовета и «Окон сатиры РОСТА» получили широкую известность.
Занимаясь международной тематикой, художник изобличал маневры империалистов, мечтавших уничтожить страну Советов. Его сатира направлялась и на религию. Антирелигиозные произведения неоднократно печатались в журналах: «Будильник», «Крокодил», в газете «Правда».
Живописец успешно совмещал творческую деятельность с преподавательской, работая в Москве в разное время во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, институте полиграфии и в институте имени Василия Ивановича Сурикова. Во время войны с фашистской Германией Моор трудился над плакатами, обличающими злодеяния гитлеровцев.
Последними серьезными произведениями мастера стали серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве» и поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». В работах прослеживается восхождение к русским народным картинкам с их лубочной декоративностью. Дмитрий Моор ушел из жизни 24 октября 1946 года.
Самые известные картины Дмитрия Моора
Творчество художника оставило неизгладимый след в истории революционного плаката, в советской книжной графике. К наиболее известным картинам Дмитрия Моора можно отнести следующие:
- «Смерть мировому империализму» (1919) — сюжет, насыщенный мифологическими символами. Борьба рабочего класса, крестьян и матросов с силами интервенции и белогвардейцами.
- «Петрограда не отдадим» (1919) — четкое контурное изображение борцов за революцию, в котором продуманы цветовые оттенки как средства визуального раскрытия темы и достижения эмоциональности.
- «Советская репка» (1920) — плакат-лубок, посвященный Красной Армии, ее возрастающей силе. Отсутствие сложного сюжетного решения и символьных элементов обостряет сатирические интонации работы.
- «Помоги» (1921) — черно-белая литография, выполненная в период борьбы с голодом в Поволжье. Глубокий черный фон нагнетает мрачные чувства. Ослепительно белая фигура старца с воздетыми руками и переломленный колосок запоминаются надолго.
- «Ты записался добровольцем?» (1920) — произведение было создано за одну ночь в тяжелое для Красной Армии время. Для защиты молодой Советской республики требовались добровольцы. Плакат призывал людей вступать в ряды РККА.