Биография Фернандо Ботеро
Фернандо Ботеро родился в колумбийском городе Медельин 19 апреля 1932 года. Он был вторым из трех детей в семье продавца и портнихи. Отец будущего художника рано умер, так что растить детей помогал дядя. В детские и юношеские годы у Фернандо не было возможности познакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства, не считая архитектуры местной барочной церкви. Вероятно, поэтому он смог выработать собственный уникальный стиль. Семья не одобряла занятий рисованием, зато в 12 лет дядя отвел мальчика в школу матадоров. Успешным тореадором он не стал, но тема корриды заняла важное место в его творчестве.
Фернандо Ботеро впервые заявил о себе как о художнике в возрасте 16 лет: популярная местная газета стала печатать его иллюстрации. Деньги пошли на получение образования. В начале 1950-х художник уже был финансово независимым. В столице прошла его первая персональная выставка, на которой были проданы некоторые работы, через год состоялась вторая. В 1952 году вознаграждение за второе место на девятом Салоне художников Колумбии позволило отправиться в путешествие по Европе. Живописец побывал в Лувре, Прадо и других знаменитых музеях, а также учился фресковой технике в Академии Сан-Марко во Флоренции.
После возвращения на родину художник поначалу бедствовал и даже вынужден был торговать шинами, так как его картины не нравились публике. В 1957 году он создал знаковый для своего творчества «Натюрморт с мандолиной», который после этого неоднократно повторял в разных вариациях. В этом натюрморте впервые ясно проявился фирменный стиль Ботеро с преувеличенными формами. Если ранее художественная манера автора постоянно менялась, то с этого момента она оставалась неизменной десятилетиями. В том же году состоялась персональная выставка живописца в США. В дальнейшем его произведения стали продаваться в галерее Вашингтона, а сам он подолгу жил в Нью-Йорке.
Следующий важный этап в творческой биографии — 1976 год, когда Фернандо Ботеро переехал в Париж и посвятил себя бронзовой скульптуре. Сейчас его скульптурные работы украшают Елисейские поля в Париже, Парк-авеню в Нью-Йорке и другие знаменитые улицы и площади мировых столиц. В своеобразии объемных форм прослеживается влияние неолитических венер, древнеегипетских сфинксов и искусства коренных американских народов.
В настоящее время 90-летний художник и скульптор продолжает активно работать. Он очень успешен: имеет несколько студий в городах Европы и Америки. Выставки его работ открываются в разных уголках мира каждый месяц. Всего автор создал около 3 000 картин и 200 скульптур. Многие из них можно увидеть в Музее Ботеро в Боготе. В том же музее из личной коллекции мастера хранятся произведения:
- Огюста Ренуара (Auguste Renoir);
- Пьера Боннара (Pierre Bonnard);
- Марка Шагала (Marc Chagall);
- Пабло Пикассо (Pablo Picasso);
- Сальвадора Дали (Salvador Dalí).
Сейчас Фернандо Ботеро живет с третьей женой — греческой художницей Софией Вари. В двух предыдущих браках он стал отцом четверых детей.
Самые известные картины Фернандо Ботеро
Картины Фернандо Ботеро отличаются яркими красками и четкими линиями, что характерно для латиноамериканского изобразительного искусства. Но главная их особенность — преувеличенные пропорции, которые наблюдаются и в живописных работах, и в скульптурах. Зрители называют персонажей этого автора толстыми, а сам он говорит о волшебных чувственных объемах, забытых современными художниками. Вот несколько наиболее известных произведений Ботеро:
- «Мона Лиза в возрасте двенадцати лет» (1959). Одна из многочисленных пародий на шедевры эпох Возрождения и Барокко. Эта картина стала первой работой автора, приобретенной для MoMA в Нью-Йорке.
- «Птица мира» (1990). Скульптура украшала площадь Сан-Антонио в Медельине, но в 1995 году была уничтожена устроенным террористами взрывом. Через несколько лет Фернандо Ботеро изготовил точную копию и вновь подарил ее городу.
- «Абу-Грейб» (2005). Художник создал обширную серию работ, посвященных жестокому обращению с заключенными в иракской тюрьме Абу-Грейб со стороны американских солдат.
- Смерть Пабло Эскобара (2006). Во времена Эскобара уровень преступности в родном городе художника был одним из самых высоких в мире. Именно тогда произошел теракт у статуи «Птица». После смерти наркобарона количество преступлений в Медельине снизилось на 70%.