26 апреля 1937 года был практически стерт с лица земли немецкой авиацией маленький город Герника. Его разрушение и гибель трети населения стали символическим убийством национального достоинства целого народа. Пикассо так потряс факт войны, что он воплотил свой гнев в грандиозном полотне длиной восемь метров и шириной более трех. Именно благодаря Пикассо мир узнал о большой трагедии маленького города.
Символы картины
В музее королевы Софии хранится двадцать восемь фотографий, на которых изображены различные этапы исполнения картины. На ранних стадиях уже можно увидеть основные фигуры и уловить смысл: мать, держащая мертвого ребенка, бык, лошадь, павший солдат, человек, держащий свет и фигура с поднятыми руками. Они показывают, как Пикассо постепенно исправлял позы фигур и устранял определенные элементы, чтобы придать композиции большую ясность.
Легенда гласит, что к Пикассо подошел германский офицер и, вынув из кармана фотографию «Герники», спросил: «Это сделали вы?» «Нет, — ответил живописец, — это сделали вы». В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина.
Слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, в нечеловеческом вое обращая к небу свои проклятия. Ее вопль особенно контрастирует на фоне навсегда замолчавшего младенца. На мой взгляд, олицетворением этой сцены можно считать и пьету — иконографию сцены Оплакивания Христа девой Марией в моменты, когда его тело сняли с креста.
Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, — все это обобщённые символы войны и смерти.
Пикассо говорил , что бык — тупая косность, он не символизирует фашизм, но является олицетворением слепого равнодушия главных участников мировой карты, с молчаливого согласия которых и происходят все самые ужасные события.
Самая большая фигура всей композиции — это лошадь, которая стоит в центре картины. У Пикассо была своя собственная интерпретация этой фигуры: она представляла боль и утрату невинных, вызывая четырех лошадей библейского апокалипсиса. Несмотря на очевидную муку лошади, её голова остается поднятой, она изо всех сил пытается жить. Это символизирует стойкость народа и продолжающуюся борьбу с фашизмом. Если внимательно посмотреть на ноздри и зубы лошади, можно разглядеть человеческий череп, который является дополнительным отражением страданий людей и, конечно же, подчеркивает количество потерь и разрушений.
Под ногами лошади — мужчина, тело которого разъято на части (образ человеческих жертв). В одной руке солдат держит сломанный меч и цветок. Меч может представлять неспособность граждан Герники дать отпор силам фашизма. Цветок символизирует надежду.
Также мы видим скрытого темнотой голубя — один из многогранных символов Пикассо. Версия Пикассо с мучительным выражением лица птицы и разбитым телом предполагает символ разрушения мира.
Хвосты быка и лошади напоминают поднимающиеся клубы дыма — сознательное воспоминание о сгоревшем состоянии, которое город оставил после действий Франко.
Правую часть полотна занимает вскинувшая руки женщина, объятая ужасами происходящего. Женщина, изображённая с профилем античной богини, держит горящий светильник с выдвинутой вперёд рукой. Вместо зрачка у неё электрическая лампочка. Её рот широко раскрыт, она кричит, но её уже никто не слышит.
Над всеми этими изображениями расположен один источник света — «глаз-солнце», символизирующий и бдительное око Бога, и мстительный взгляд Франко (отсылка к тому, что Франко разрешил бомбардировку своего города).
Документальность картины символизирует газетная вырезка — стилизованная черно-белая палитра в сочетании с почти типографским рисунком. Пикассо впервые увидел новость о воздушном налете на Гернику и его последствиях в газетной статье, которая была иллюстрирована чёрно-белыми фотографиями. Кроме того, использование репортажа помогает сделать картину документом, свидетельствующим о трагедии граждан.
Особую роль в создании картины сыграла Дора Маар, благодаря влиянию которой Пикассо начал использовать новый стиль – совмещение фотографии и живописи.
Роль «плачущей музы» в создании картины
Дору Маар в основном помнят и знают как музу Пикассо, что умаляет её исключительный талант выдающегося фотографа-авангардиста и художника-сюрреалиста. Работая в СМИ, Маар создала множество поэтических фотографий, сюрреалистических коллажей и живописных изображений пейзажей в Провансе.
Дора Маар принадлежала к совсем иному типу женщины: умная, тонкая и немного неуравновешенная. Пикассо рисовал её девять лет (1935–1945 годы). И именно с ней художник создал свой главный шедевр. Заслугой Доры стало то, что она как фотограф запечатлела все этапы работы над «Герникой», оставив хронологию создания шедевра.
Эмили Бувар, куратор Музея Пикассо в Париже, писала, что Маар не просто документировала Пикассо, пишущего великую фреску. На самом деле, её сюрреалистическая фотография повлияла на саму работу. «Она слила студию и произведение искусства, что типично для фотографий Доры Маар», — говорит Бувар. «Вы никогда не знаете, где вы находитесь».
Пикассо часто создавал изображения грустящей Маар (она страдала из-за бесплодия) и называл её своей «собственной музой». На мой взгляд, олицетворением Доры Маар и её личной трагедии на самой «Гернике» является женщина, объятая горем никогда больше не увидеть своего ребенка. В творчестве Пикассо Дора навсегда осталась «плачущей женщиной».
Таким образом, самая известная работа Пикассо является ещё и сильным политическим заявлением, изображенным как немедленная реакция на разрушительную силу войны. Это отклик не только на ситуацию в городе Герника. Эта работа приобрела монументальный статус, став вечным напоминанием о трагедиях войны, антивоенным символом и воплощением мира.