Биография Григория Мясоедова
Григорий Мясоедов — выходец из почтенного, но обедневшего мелкопоместного дворянского рода, проживавшего в Тульской губернии. Художник, который появился на свет 7 апреля 1834 года, с малых лет отличался необычайной начитанностью и эрудированностью. В юности он сочинял стихи, а в поздние годы жизни писал маленькие рассказы, которые с удовольствием публиковали журналы и газеты.
Григорий Мясоедов увлекся живописью рано, а отец, поощрявший интересы сына, определил его в гимназию и разрешил посещать уроки рисования. Обучение Григорий не закончил — в 1853 году он порвал связи с семьей, уехал из Орла в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Лишившись отцовской материальной помощи, Мясоедов, как истинный студент, постоянно жил в нужде и перебивался случайными заработками.
Образцовый ученик и талантливый рисовальщик, Григорий Мясоедов написал работу «Поздравление молодых», за которую в 1861 году был награжден малой золотой медалью. Спустя еще один год, по окончании курса исторической живописи, начинающий живописец создал «Бегство Григория Отрепьева», получил за него большую золотую медаль. Это дало право стажироваться за границей за казенный счет. Следующие несколько лет Григорий Мясоедов активно путешествует по Европе, изучая творчество итальянских, немецких, испанских и французских художников, скульпторов и архитекторов.
Во время странствий живописец много работает и совершенствует собственное мастерство. Поступив на обучение в частную художественную академию в Риме, Мясоедов сделал серию этюдов с натуры, уделив особое внимание разработке световых рефлексов. Один из результатов этого эксперимента — картина «Испанец», написанная в 1866 году.
Европа второй половины XIX века отличилась расцветом критического реализма, неудивительно, что им увлекся и Григорий Мясоедов. Убежденный в том, что главная задача художника — реалистичное и правдивое изображение быта крестьян и рабочих, страдающих от нищеты, живописец решил приблизить искусство к обывателю. По возвращении на родину Мясоедов активно продвигает идею создания особого сообщества художников передвижничества, и уже в 1870 году состоялось первое собрание участников организации.
Именно Григорий Мясоедов, будучи властным и инициативным человеком, стал руководителем сообщества, написал первый устав и заложил в основу передвижничества идею о знакомстве жителей провинции с русским искусством. В качестве одного из основных участников движения часто и много ездил по стране с передвижными выставками, представляя зрителям новые интересные работы.
Постепенно из инициативного новатора Мясоедов превратился в консервативного и неуживчивого старика, не желавшего признавать творчество прогрессивных импрессионистов и не допускавшего молодых художников к участию в передвижных выставках. Сообщество раскололось, Григорий Мясоедов оставил пост руководителя, вышел из Товарищества и переселился на хутор под Харьковом. Здесь он создает пейзажи, пробует силы в графике, работает над театральными декорациями и занимается садоводством. Пишет картины на любимую тему, описывая крестьянский быт, но на замену критическому реализму в картины приходят боль, сопереживание и жалость.
К концу жизненного пути Григорий Мясоедов переехал в имение Павленки и проводил здесь теплые летние дни, а холодный сезон предпочитал коротать в Крыму. Похоронили мастера, который ушел из жизни 31 декабря 1911 года, в саду любимой полтавской усадьбы.
Самые известные картины Григория Мясоедова
Картины Григория Мясоедова — желанные экспонаты в коллекциях крупных музеев и художественных галерей. Посмотрите на самые знаменитые произведения автора:
- «Земство обедает» (1872) — работа, включенная в российскую экспозицию парижской Всемирной выставки 1878 года. Это один из самых знаменитых экспонатов второй выставки Товарищества, вызвавший шквал одобрительных отзывов.
- «Страдная пора» (1887) — картина, сочетающая в себе классические элементы пейзажного и бытового жанров. Произведение представили на 15-той выставке передвижников, где ее купил император Александр III.
- «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907) — одно из поздних творений мастера. Характерная особенность — портретное изображение представителя интеллигенции в изысканном интерьере.