«Хроники Амбера», «Замок лорда Валентина» и др: классика фэнтези, которую вы могли пропустить
790
просмотров
Вспоминая о классических фэнтези-романах, завоевавших мир, чаще всего говорят о книгах Джона Толкина и Джорджа Мартина. Создатели «Властелина колец» и «Песни льда и пламени» действительно много сделали для развития жанра, но были далеко не единственными «первооткрывателями» законов, по которым строятся современные истории. Мы решили напомнить о 5 авторах, навсегда изменивших представления о том, каким должно быть «настоящее» фэнтези.

Роджер Желязны и «Хроники Амбера»

Книги Роджера Желязны сегодня продолжают переиздаваться на десятках языков, но самым громким успехом автора стал цикл «Хроники Амбера». Вместе с фантастами «Новой волны» писатель сосредоточился не на технических описаниях роботов и космических кораблей, а на внутреннем мире человека и его психологии. Кроме того, Желязны весьма оригинально подошел к теме вечного противостояния воинов и магов. Одним из первых (еще в 1970-х — задолго до появления «Матрицы»!) он предложил читателям пофантазировать о том, что наш мир является всего лишь тенью некоего «реального» мира и что от исхода борьбы сил Порядка и Хаоса в этом пространстве-времени зависит очень многое на Земле.

Первое пятикнижие «Хроник» позволяет взглянуть на все происходящее глазами типичного «воина» — взрослеющего принца Корвина. Он участвует в борьбе за престол со своими 8 братьями и до поры до времени старается не связываться с магами. Во второй же половине цикла читателю придется перестроиться и взглянуть на героя с другого ракурса. Сын Корвина и Дары — дитя Амбера и Хаоса одновременно, и его восприятие в значительной мере отличается от отцовского. Впрочем, непредсказуемые повороты сюжета, запутанные интриги и изящные диалоги ждут в каждом романе серии.

Роберт Силверберг и «Замок лорда Валентина»

Психология героя и возможность его развития как личности в мире, сотканном из иллюзий, привлекли и Роберта Силверберга, еще в 1956 году завоевавшего премию «Хьюго». Его персонаж из «Замка лорда Валентина» был одним из четырех правителей многонациональной планеты-государства, но утратил память и трон из-за козней врагов. В первой книге цикла романов о Маджипуре ему предстоит вернуть власть над страной и обрести самого себя, опираясь лишь на собственные видения и поддержку новых друзей.

К слову, «Замок лорда Валентина» можно читать не только в рамках серии, но и как самостоятельное произведение. Особенно эта история понравится тем, кто любит хорошо проработанные миры с большим количеством инопланетных рас и яркими главными героями. Красота Маджипура во всем многообразии культур и обычаев его жителей завораживает. Есть там и могучие обитатели океана, и колонисты с разных планет, и подземные города, и величественные замки, уходящие шпилями в стратосферу. Преодолевая все препятствия и сражаясь со злом, герои не только восстанавливают справедливость, но и взрослеют психологически. И эти личностные изменения прописаны автором не хуже потрясающих декораций и закрученных дворцовых интриг.

Лайон Спрэг де Камп и «Самое сильное заклятье»

В сборнике Лайона Спрэга де Кампа собраны знаменитые произведения автора «Да не опустится тьма!», «Королева изгоев» и «Кольцо Тритона и другие пусадианские рассказы». За несколько десятилетий творческой деятельности писателю удалось создать сразу несколько сюжетов, навсегда изменивших облик классического фэнтези.

«Королева изгоев» стала одним из первых фантастических романов о взаимоотношениях полов, в то время как «Да не опустится тьма!» заложила традиции для будущих произведений в жанре «альтернативная история». Впоследствии авторы фэнтези неоднократно воспроизводили в своих книгах образы героев и модели повествования, созданные де Кампом. Но сделать персонажей такими живыми и запоминающимися, а страны, через которые они проходят на своем пути, такими реалистичными и многообразными удавалось далеко не многим.

Роберт Холдсток: «Лес Мифаго. Лавондисс»

Роберт Холдсток пробовал себя в различных жанрах: от ужасов до «твердой» научной фантастики. Однако славу ему принес цикл о лесе Мифаго. Первые два романа по этой вселенной стали настоящей классикой мифологического фэнтези, но по странному стечению обстоятельств они ожидали перевода на русский язык более 30 лет. На Западе же цикл признан «одним из центров литературы конца XX столетия», а Майкл Муркок называл первую часть серии «выдающейся фэнтезийной книгой 80-х годов».

Мифаго — это необычные существа, обитающие в древних лесах Британии. Согласно поверью, вековые деревья придают образам, символам и страхам из человеческого бессознательного материальную форму, и последние начинают угрожать своим создателям скорой расправой. Пугающая и невероятно красивая история о том, как реальность и миф формируют друг друга, пришлась по душе нескольким поколениям читателей. И это не удивительно: хорошо знакомые с детства мифы и легенды старой Англии оживают в книгах Холдстока, а лес обретает свой голос и превращается в полноценного персонажа.

Тэд Уильямс и «Империя травы»

Американский фантаст Тэд Уильямс перепробовал много разных профессий. Он разносил почту, продавал обувь, работал в театре, на радио и телевидении и даже пел в рок-группе. Потом, по его собственному признанию, ему надоело заниматься «ужасными вещами» — и он решил сосредоточиться на написании книг и сценариев.

Изданная в 2019 году «Империя травы» стала долгожданным продолжением цикла о Светлом Арде. Между тем первый роман о нем был написан в далеком 1988-м. Собрав в одном вымышленном мире персонажей из мифов и легенд разных народов, Тэд Уильямс тщательно проработал все расы вплоть до мельчайших деталей культуры и быта. По мере развития сюжета писатель добавлял все больше аллюзий на реальные исторические события и делал повествование все более мрачным. А спустя годы находки Уильямса уже брали на вооружение Джордж Мартин и Патрик Ротфусс.

Вернувшись к полюбившейся читателям вселенной спустя 30 лет, писатель порадовал фанатов новой напряженной историей о правителях Светлого Арда и взглянул на привычный мир с другой стороны.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится