Искусство династии Мин
100
просмотров
Искусство Китая подарило мировой культуре множество уникальных шедевров, в том числе созданных мастерами, жившими во время правления династии Мин (1368-1644 гг.).

Искусство Китая того времени развивалось на фоне восстановления независимости страны после изгнания из нее монгольских захватчиков. Императоры династии Мин в течение нескольких веков проводили политику самоизоляции от остального мира, в том числе и в культурной сфере, что привело к бурному развитию всех китайских ремесел.

Искусство Китая. Золотая фляга династии Мин, начало XV века

Искусство Китая в период Империи Мин во многом было ориентировано на возрождение местных традиций, многие из которых пришли в упадок во время правления монгольской династии Юань. Это была благодатная эпоха культурного восстановления и обновления страны, которая подарила миру огромное количество прекрасных произведений искусства.

Искусство Китая. Статуя человека, дующего в раковину династии Мин, начало XVII века

Хронология правления императоров династии Мин

Искусство Китая во все времена испытывало на себе серьезное воздействие властей. Правители страны устанавливали жесткие правила во всех сферах жизни общества, а местные художники постоянно находились под контролем государства в рамках системы культурного контроля.

Искусство Китая. Глазурованный декор одного из зданий в Запретном городе, начало XV века

В течение 276 лет Китаем правили 16 императоров династии Мин:

  • Чжу Юаньчжан (Zhu Yuanzhang) — (1368-1398).
  • Чжу Юньвэнь (Zhu Yunwen) — (1398-1402).
  • Чжу Ди (Zhu Di) — (1402-1424).
  • Чжу Гаочи (Zhu Gaochi) — (1424-1425).
  • Чжу Чжаньцзи (Zhu Zhanji) — (1425-1435).
  • Чжу Цичжэнь (Zhu Qizhen) — (1435-1449).
  • Чжу Циюй (Zhu Qiyu) — (1449-1457).
  • Чжу Цичжэнь (Zhū Qízhēn) — (1457-1464).
  • Чжу Цзяньшэнь (Zhū Jiànshēn) — (1464-1487).
  • Чжу Ютан (Zhū Yòutáng) — (1487-1505).
  • Чжу Хоучжао (Zhū Hòuzhào) — (1505-1521).
  • Чжу Хоуцун (Zhū Hòucōng) — (1521-1567).
  • Чжу Цзайхоу (Zhū Zàijì) — (1567-1572).
  • Чжу Ицзюнь (Zhū Yìjūn) — (1572-1620).
  • Чжу Чанло (Zhū Chángluò) — (1620).
  • Чжу Юцзяо(Zhū Yóujiào) — (1620-1627).
  • Чжу Юцзянь (Zhu Youjian) — (1627-1644).
Искусство Китая. Китайская керамическая статуя даосского божества династии Мин, XVI век

Изоляционная внешняя политика и огромная коррупция в итоге стали главными причинами упадка империи Мин. В результате длительного крестьянского восстания династия была свергнута с трона, а власть захватили маньчжурские вожди, основавшие новую империю Цин.

Искусство Китая. Дай Цзинь. Картина «Позднее возвращение с весенней прогулки», начало XVII века

Особенности китайского искусства династии Мин

Времена правления династии Мин ознаменовались многими достижениями в культурной жизни, а наиболее значимые изменения затронули традиционные сферы искусства Китая:

  • Архитектуру.
  • Живопись.
  • Керамику.
Искусство Китая. Кисточка для каллиграфии династии Мин, начало XV века

Помимо этого, значительных успехов достигли мастера по изготовлению дорогой шелковой одежды и всевозможных лаковых изделий.

Искусство Китая. Башня северо-западного угла стены Запретного города, начало XV века

Величайшим шедевром архитектуры империи Мин по праву считается уникальный дворцовый ансамбль «Запретный город» в Пекине. Он был построен в 1404-1420 годах по приказу императора Чжу Ди. 15 лет продолжалось грандиозное строительство, на котором трудилось более миллиона рабочих. Для изготовления роскошного декора дворцов были привлечены сотни тысяч ремесленников (главным образом, мастеров по резьбе камня и дереву).

Искусство Китая. Статуя черепахи в Запретном городе, начало XV века

Уникальный прямоугольный комплекс имеет огромные размеры — 961х753 метра, он состоит из 980 зданий и является объектом национальной гордости китайского народа. «Запретный город» построен из дерева, террасы сделаны из камня, а полы крупнейших залов вымощены кирпичом из обожженной глины.

Искусство Китая. Неизвестный художник. Картина «Портрет императора Чжу Ди», начало XV века

Император Чжу Ди увековечил свое имя в истории еще одним архитектурным шедевром. Он распорядился построить на горе Уданшань второй «Запретный город», а также многочисленные храмовые комплексы. Сооружения занимают огромную площадь склона горы и окружающих вершин, а их общая длина составляет 80 километров.

Искусство Китая. Ворота Юань Ву храмового комплекса на горе Уданьшань, начало XV века

Знаменательным событием в сфере искусства времен династии Мин стало возрождение придворной Академии живописи в начале XV века. Работавшие в ней мастера строго придерживались классических традиций, основной тематикой их творчества неизменно оставался древний жанр «цветов и птиц». Самыми известными придворными живописцами той поры считаются:

  • Бянь Цзинчжао (Bian Jingzhao);
  • Люй Цзи (Lü Ji);
  • Линь Лян (Lin Liang).
Искусство Китая. Люй Цзи. Картина «Осенние цапли и гибискус», начало XVII века

Вдали от столицы империи в те времена были созданы многочисленные школы живописи, где у художников было больше свободы для творческого самовыражения. Наибольшую известность приобрели:

  • Школа У в Сучжоу;
  • Школа Чже в Чжедзяне;
  • Хуатинская школа из одноименного города.
Искусство Китая. Цю Ин. Картина «Женщина, играющая в конхоу», начало XVII века

Независимые от двора художники в основном специализировались на пейзажной тематике в своем творчестве. Помимо этого, успешно развивалась эротическая живопись, а также большой популярностью у заказчиков пользовались реалистичные погребальные портреты.

Искусство Китая. Шэнь Шичун. Картина «Господин со слугой под деревьями», 1616

Многие живописные произведения в те времена содержали не только художественные образы, но и надписи из иероглифов. Поэтому практически все известные мастера кисти эпохи Мин досконально владели древним искусством каллиграфии и всячески способствовали его развитию.

Искусство Китая. Фарфоровая статуэтка династии Мин, XVI век

Китайский фарфор династии Мин по праву признается лучшим большинством специалистов в этой сфере, хотя технологию его производства местные мастера изобрели еще в VI веке до нашей эры. Всевозможные изделия с характерной подглазурной синей росписью не только успешно продавались в самом Китае, но и были важной частью экспорта в другие страны Юго-Восточной Азии. А с начала XVI века фарфор из Китая приобрел огромную популярность и в Европе, где его коллекционировали многие монархи и представители элитных семейств общества.

Искусство Китая. Фарфоровое блюдо династии Мин, начало XV века

Именно в период правления императора Чжу Ди появилась традиция маркировки лучших образцов из фарфора особыми клеймами, а огромный спрос на керамику поспособствовал появлению десятков новых мануфактур, работавших на экспорт готовой продукции вплоть до середины XVII века. Падение династии Мин стало ужасной катастрофой для фарфоровой отрасли. В ходе длительных войн большинство старинных печей были разрушены, знания — утрачены, а мастера — убиты.

Искусство Китая. Фарфоровая ваза с всадником династии Мин, XVI век

Среди других видов искусства эпохи Мин следует также отметить расцвет производства парадной одежды из шелка, покрытой великолепными вышитыми узорами. Сохранились также многочисленные изделия чеканщиков, резчиков по дереву и камню, изготовленные неизвестными мастерами той поры.

Искусство Китая. Фарфоровая ваза с рыбами династии Мин, XVI век

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится