История одного шедевра: «Кружевница» Василия Тропинина
462
просмотров
Выходец из крепостных Василий Тропинин хорошо знал, как тяжёл труд. И всё же его мастерицы не выглядят уставшими.

Сюжет

Ежедневно, от зари и пока глаза не устанут, вынуждена девушка плести кружева. И нет этому ни конца, ни края. Редкая весть или радостное событие разнообразят жизнь кружевницы. Но мы уже предвидим её незавидное будущее: слабое зрение, согбенная спина, измученные работой руки.

Работая над «Кружевницей», Тропинин размышлял о «Бедной Лизе» Карамзина. Идея художника заключалась в том, чтобы показать красоту, над которой не властны ни нормы, ни условности. Пусть и крепостная, но кружевница изящна и кокетлива, её взгляд проницателен, а улыбка добра. Не знай мы о её положении, приняли бы за дворянку.

«Кружевница», 1823.

«Кружевница» написана вскоре после получения Тропининым вольной. Полотно было одним из трёх, которые живописец представил осенью 1823 года совету петербургской Академии художеств для соискания звания академика.

Критики восхищались этим портретом, который отвечал карамзинскому постулату, что и «крестьянки любить умеют». «И знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту», — писали, в частности, в журналах.

Женский портрет, 1820

Контекст

Женские портреты Тропинина — веха в истории русской живописи. Мало кому удавалось с такой нежностью, вниманием и чуткостью показать красавиц. Одни из них заняты повседневными заботами, другие — выхвачены из суеты. Не было социальных различий между типажами, каждая девушка в первую очередь олицетворяет женственность, даже если одета она как простая крепостная.

На картине довольно подробно выписаны инструменты мастерицы, занятой «подушечным кружевом». Это коклюшки (катушка с ручкой, на которую наматывались нитки), иглы, валик (его называли «подушка» или «бубен») и подставка.

«Золотошвейка», 1826.

Судьба художника

Родившийся в семье крепостного, Василий с детства увлекался рисованием. Порой, забывшись, он писал ваксой портреты на стенах вместо того, чтобы этой ваксой чистить обувь господ. Отец Тропинина после получения вольной хлопотал о сыне и просил графа Ираклия Моркова отправить талантливого ребёнка на учёбу в Петербург. Но граф был иного мнения о перспективных профессиях — повелел Василию быть кондитером, ведь, по логике Моркова, печь торты и готовить варенья гораздо полезнее.

Портрет А. С. Пушкина, 1827.

Тропинин не перечил, но с неколебимой верой продолжал заниматься живописью. В Петербурге он нашёл учителя, стал вольнослушателем в Академии. Графу пришлось уступить и отправить Василия учиться живописи. В течение пяти лет он побывает во всех прославленных мастерских столицы, с восторгом будет пользоваться доступом к Эрмитажному собранию. Но счастливая пора прервётся, когда Морков решит отправиться в свои новые украинские владения. Тропинин должен был участвовать в строительстве и росписи церкви. Кстати, в ней же он обвенчается со своей женой Анной Катиной. Вольная, выходя замуж за крепостного художника, она теряла свободу. Их супружество продолжалось 50 лет.

До 47 лет Василий Тропинин был в крепостном плену у графа Моркова. Граф в течение долгого времени не соглашался дать художнику вольную, несмотря на уговоры. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойдённый живописец, был всё же освобождён.

Портрет сына художника Арсения.

Жена и сын получат вольную через пять лет. Чтобы обеспечить финансовую независимость семье, Тропинин перерисует всю Москву. Горожанам нравились его «уютные» портреты: в халатах, домашней обстановке, без парадного мундира. Для собственного интереса он писал «незаметных» жителей города: стариков, мальчиков на побегушках, нищих. Предпочитающий обычно показывать улыбающиеся лица своих заказчиков, в серии жителей московских улиц Тропинин с серьёзностью и уважением изображает непростую участь людей, у которых не остаётся сил на простые радости, а жизнь кажется беспросветной.

Скончался живописец в своём доме в Замоскворечье. Его наследие стало основой для развития реализма в работах последующих поколений художников.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится