Такой парадный и яркий вид зданий (вспомним Храм Василия Блаженного) был популярен не только во времена становления царства русского. После петровской европеизации, в конце XIX и начале XX вв., элиту потянуло на исконно русские мотивы, нашедшие отражение и в архитектуре Москвы.
Появление псевдорусского стиля, который лег в основу авангардного направления XX века
Уже к середине XIX века, когда художникам, архитекторам и элите Российского государства приелся европейский стиль, начали ценить исконно русские иконы, декоративные элементы как в оформлении интерьеров, так и в архитектурных элементах и формах. Аристократы и купцы стали увлекаться собирательством предметов народного ремесла (колоритную утварь, произведения прикладного искусства из дерева, глины и стекла), а зодчие снова вспомнили о деревянной резьбе, русском узорочье, кокошниках, закимарах, наличниках, ярких мозаиках, изразцах и прочих элементах, присущих старинным образцам русской архитектуры.
Справедливости ради, хотели бы отметить, что вспыхнувший интерес к древнерусским канонам не копировался, не создавались реплики из самых интересных объектов/предметов, а разрабатывались особенные элементы, которые хоть и переплетались со стариной, но имели собственный стиль. Эклектические внедрения в виде соединения сразу нескольких направлений, применяемых в строительстве и оформлении интерьеров на протяжении нескольких веков, позволили создавать неповторимые образы, начиная от пристрастия к дробному декорированию чуть ли не каждого архитектурного элемента и заканчивая принципами свободной планировки, популярной еще в допетровские и древнерусские времена.
В конце XIX в начале XX веков псевдорусский стиль перерос в неорусский, который оказал огромное влияние на авангардное течение в России и положил начало зарождению русского модерна в архитектуре.
Государственный исторический музей
Государственный исторический музей, появившийся на Красной площади в 1875-1881 гг. является одной из самой впечатляющей частью архитектурного ансамбля, возведенного в псевдорусском стиле. Главный корпус Исторического гармонирует с Московской городской думой и ГУМом, которые стали одной из одной из главных достопримечательностей Москвы.
Чтобы новый объект перекликался с башнями Кремля, архитектору Владимиру Шервуду и инженеру Анатолию Семенова, спроектировавшим это грандиозное здание, пришлось совмещать несколько стилей, что привело к появлению величественного объекта. Эффектные башни; сложные шатровые формы крыши; навершия башен с изобилием фигур геральдических животных (двуглавые орлы, львы, единороги); богато декорированное массивное крыльцо; обилие украшений на фасаде здания в стиле русского узорочья (ширинки, колонки, карнизы, масса кокошников); элементы фортификационной архитектуры (декоративные вертикальные бойницы) – все это ассоциируется с корнями русской национальной культуры, выражением народного духа, которые и стали отличительной чертой популярного стиля.
Особняк Ивана Цветкова на Пречистенской набережной
Историческая архитектура Москвы насколько многогранна, что появление небольшого, но самобытного дома на Пречистенской набережной является вполне обычным явлением, если не знать, что он построен не в допетровскую эпоху, а в последние годы XIX века. Хотя если учесть, что заказчиком строительства был банкир, меценат и заядлый коллекционер, увлекающийся русскими традициями и искусством – Иван Цветков, то сразу становится понятно, почему на Пречистенской набережной появился особняк, очень похожий на те, что строились за пару веков до этого события.
Иван Цветков решил построить галерею для своей коллекции живописи и графики, но прежде, чем определиться с архитектурным стилем, самолично изучал тонкости искусства древнерусского зодчества. При этом одними картинами и книгами не ограничился, он проделал немалый путь, посещая самые удивительные памятники архитектуры Москвы и некоторых городов России с богатой историей. Определившись со стилем и планировкой, он пригласил известного художника Виктора Васнецова, который занимался проектированием «боярских палат» и их росписью.
В итоге особняк-галерея получился самобытным и канонически русским: каменные столбы, соединенные арками; сложный объем кровли, нависающей над постройкой; луковичная крыша-купол над каменным балконом, парапет которого украшен ширинками (элемент декора в виде квадратного углубления в стене покрытый изразцами или резными деталями); парадная дверь с настенными светильниками-фонарями; колончатые наличники с килевидными кокошниками, стилизованные приемы узорочья XVII века; красочные изразцы и многое другое.
Особняк Анны Лопатиной на Большой Никитской
Одним из самых красочных и запоминающихся особняков из разряда сказочных теремов является усадьба Анны Васильевны Лопатиной на Большой Никитской. Проектированием и строительством архитектурного комплекса занимался известный московский архитектор А. С. Каминский (он же проектировал Третьяковскую галерею). Особенностью этого объекта стали его необычная конструкция и планировка, неприсущие для строений того периода в Москве. Объяснялось это тем, что усадьба была предназначена не только для жизни известной купеческой семьи, занимающейся поставкой морепродуктов, но и местом хранения этих продуктов (холодильники, склады, контора), а также апартаменты доходного дома. После окончания строительства в 1876 г. комплекс имел всего два этажа и ярко выделялся на фоне других сооружений, ведь был оформлен в псевдорусском стиле, в котором филигранно переплелись новые веяния и древнерусские мотивы.
Шатровое завершение кровли; облицовка керамической плиткой, напоминающей вышивку крестом; окна, объединенные широкой лентой фриза (первый этаж) и декорированные псевдорусскими наличниками (второй этаж); фланкированные колонки, украшающие углы; декоративные керамические вставки; изразцовая плитка; масса декоративных элементов в стиле русского узорочья – все это является ярким примером возврата к русским истокам в зодчестве.
Доходный дом Перцовой в Курсовом переулке
Особняк в неорусском стиле, больше известный как Дом Перцовой, по праву считается одним из самых красивых и самобытных зданий Москвы. Хотя удивляться не стоит столь оригинальной и яркой архитектурной достопримечательности, ведь ее проектировал Сергей Малютин – архитектор и художник, работы которого знают многие с детства. Он иллюстрировал сказки А. Пушкина и расписал первую русскую матрешку.
В этом проекте, реализованном в 1907 г., уже четко прослеживаются черты неорусского стиля, который плавно перешел в модерн. Об этом свидетельствуют: асимметрия, как в самой структуре здания, так и в формах балконов и окон; кровля, украшенная многочисленными башнеобразными выступами разной формы с асимметричным расположением структурных и декоративных элементов. А вот красочные майолики (особый вид керамики из крупнопористой глины, покрытый двумя слоями глазури и росписью), на которых можно увидеть витиеватые изображения животных и мифических существ, небесных светил и сказочных мотивов, украшающих главный подъезд, стены из красного кирпича и фронтоны – делают его похожим на классический русский терем.
Усадебный комплекс купца Щукина на Малой Грузинской
На Малой Грузинской есть очень примечательный дом, который ярко выделяется на фоне остальной застройки. Благодаря представителям известной купеческой фамилии, увлекающимся коллекционированием предметов искусства и старины, Щукиным, Москва может похвастаться еще одним объектом, построенным в псевдорусском стиле. Этот архитектурный комплекс был возведен по заказу Петра Ивановича Щукина, который задумал открыть один из самых весомых Музеев российских древностей.
Примечательно: Архитектурный комплекс, спроектированный разными зодчими, был возведен в несколько этапов. Первое здание, построенное в 1892–1893 гг., стало образцом ярославского зодчества, поскольку имеет вид древнерусского терема, которому присущи: крыши «в шахматы», флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, ступенчатое шатровое крыльцо, балкон (мини-копия балкона палат бояр Романовых на Варварке), облицовка кирпичом с многоцветными изразцами, декор в виде медальонов, барельефов, бриллиантовых рустов и изразцов. Модный в тот период псевдорусский стиль прекрасно гармонировал с содержанием разрастающейся коллекции Щукиных, поэтому и следующие объекты были построены в лучших традициях русского зодчества с эффектными вкраплениями колоритных и эклектических элементов, превратившими эти здания в шедевры московской архитектуры.