Немного из истории
Племянник Наполеона I, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, после Французской революции 1948 года путем заговоров пытался захватить власть в стране, однако пришел к ней мирным путем в качестве президента республики. Спустя три года Наполеон III, совершив государственный переворот, упраздняет законодательную власть и устанавливает авторитарный режим, провозгласив себя императором Второй империи.
И так исторически сложилось, что французские монархи во все века уделяли моде особое внимание. Поэтому Франция всегда была законодательницей модных тенденций как по всей Европе, так и в России. А в эпоху Второй империи в моду снова вернулся блеск и роскошь – второе рококо или, так называемая мода императрицы Евгении.
Императорский двор после переворота продолжал жить по придворному этикету, заведенному при Первой империи, с многочисленным составом придворных и императорской гвардией. Наполеон III, подобно своему дяде, стремился ослепить Европу чрезмерной пышностью, блеском и богатством. Затмив соседние державы, Париж в годы его правления становится центром моды.
Сам же император тщательно следил за своей внешностью, со вкусом подбирая гардероб и аксессуары. Именно он ввёл в моду длинные напомаженные усы и испанскую бородку – «эспаньолку».
И что уж тут говорить об Евгении де Монтихо, которая выйдя в 27-летнем возрасте выйдя замуж за Наполеона III, стала считаться иконой стиля. Евгения, испанка по крови, получившая блестящее образование, славилась к тому же ослепительной красотой. А после замужества императрица стала законодательницей моды для всей Европы. Ее личные вкусы стали формировать моду 50 – 60-х годов XIX века.
К тому же в годы правления ее супруга императрица ввела в Европе моду на комфорт, путешествия, духи, большие отели, отдых на побережье. Евгения обожала живопись, и среди многих художников выделяла немецкого портретиста Винтерхальтера, который был приглашен в придворные художники Наполеоном III, и который прославился в истории живописи огромным количеством портретов светских красавиц Европы. К слову, кисти именитого художника принадлежат и два великолепных портрета Варвары Римской-Корсаковой. В наши дни первый хранится в Пензе, второй - в Париже.
Читайте также: Почему дамы выстраивались в очередь к самому популярному портретисту XIX века: Франц Великолепный.
История о скандальной русской красавице Варваре Римской-Корсаковой, затмившей саму императрицу Франции
А произошла она зимой 1863 года в Тюильри - королевском дворце в центре Парижа, который был преображен мрамором и позолотой. Его роскошь была ослепительной. Император с супругой, стремясь показать всей Европе блеск и былую помпезность французского двора, постоянно устраивали маскарадные балы. Придворные дамы и кавалеры без меры украшали себя драгоценностями, в том числе и поддельными. Одежды шились изысканно шикарные. И всему тому пример подавала сама императрица Евгения де Монтихо, которая не упускала случая щегольнуть перед окружающими, каким-нибудь затейливым туалетом. Возможно, таким образом, императрица пыталась продемонстрировать себя своему мужу, который только и искал момент, дабы исчезнуть незаметно из дворца и повеселиться на славу в обществе парижских актрис.
И вот, во время одного из маскарадов, проводимых во дворце императорской четой, когда присутствующие придирчиво изучали костюмы друг друга, поговаривая о том, кто же превзошел всех остальных в роскоши, богатстве и фантазии, на балу появляется Варвара Римская-Корсакова в костюме жрицы Танит (образ из произведения Гюстава Флобера «Саламбо», которое было тогда в большой моде). Одеянием Варвары была лишь газовая ткань, наброшенная на плечи и подвязанная у талии.
Завидев русскую аристократку в столь откровенном наряде, все гости замерли. А лицо императрицы Евгении, побагровев, пошло красными пятнами. Великолепная фигура, практически обнаженная, предстала перед восхищенной толпой. Все будто завороженные, затаив дыхание, любовались ослепительно прекрасным телом... Но через несколько минут к Римской-Корсаковой буквально подбежали блюстители порядка и предложили ей незамедлительно покинуть дворец. Варвара Дмитриевна демонстративно ушла, всем видом показывая, что никакие драгоценности и богатые одежды не идут в сравнение с ее природной красотой. Скандал получился отменный, он только в разы прибавил популярности нескромной красавице из России. Еще долгое время парижская аристократия обсуждала в подробностях шокирующее появление на балу русской аристократки, вызвавшей гнев французской императрицы.
Русская Венера
Варвара Дмитриевна происходила из малоизвестного дворянского рода Мергасовых, в отличие от семьи ее мужа, Николая Римского-Корсакова, род которого был достаточно известен. Его дед, генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков был фаворитом Екатерины II, а особую славу этой фамилии принес композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Выйдя замуж в 16-летнем возрасте, Варвара к 21 году стала матерью троих детей, что абсолютно не отразилось на ее великолепной фигуре. Не утратила она при этом и девичьей свежести. От поклонников у юной красавицы отбоя не было, что вызывало у ее мужа, отважного красавца гусара, необузданную ревность, приведшую однажды к дуэли. Вскоре супруги развелись. Единственным способом избежать скандалов для Варвары Дмитриевны стал отъезд за границу. Она поселилась во Франции. Князь Д. Оболенский, который был с ней знаком, писал, что Варвара Дмитриевна «считалась не только петербургскою, но и европейскою красавицей. Блистая на заграничных водах, приморских купаньях, в Биарице и Остенде, а также в Тюильри, в самый разгар безумной роскоши императрицы Евгении и блеска Наполеона III, Варвара делила успехи свои между петербургским великим светом и французским двором, где ее звали Венерой».
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, действительно была одной из первых красавиц высшего света, покоривших в середине XIX в. Москву и Санкт-Петербург, а затем и Европу. Она стала прототипом Лиди Корсунской в романе Льва Толстого «Анна Каренина», где автор назвал ее «невозможно обнаженной красавицей». Русская Венера действительно шокировала высший свет своими слишком откровенными нарядами. Говорили, что на курорте в Биаррице русская Венера выглядела так, «как будто только что вышла из ванны». А на балу в Министерстве морского флота она появилась на колеснице в наряде дикарки, на ней были только лоскуты ткани и перья, что позволило всем окружающим оценить «самые совершенные ноги во всей Европе».
Многочисленные поклонники не раз звали красавицу под венец, но она неизменно отвечала отказом. Варвара Римская-Корсакова скоропостижно скончалась в возрасте 45 лет от сердечного приступа. Ее сын продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу. Свою дочь он назвал Варей в честь матери.
В продолжение темы о моде читайте: Мода на грани безумия: Как в XIX веке дамы украшали себя чучелами птиц и мёртвыми насекомыми