Каприччио: кто придумал искусство красочного пейзажа с величественными античными руинами
597
просмотров
Каприччио (от итальянского capriccio — «прихоть») — это разновидность пейзажного жанра в живописи XVII — начала XIX веков, для которого характерно присутствие в картинах архитектурных фантазий. Чаще всего в произведениях, написанных в жанре каприччио, основу композиции составляют руины античных сооружений в произвольных вымышленных сочетаниях. А для оживления сюжета художники нередко использовали стаффаж — прорисовывали на фоне пейзажа маленькие фигуры людей и животных.
Каприччио. Алессандро Салуччи. Картина «Каприччио», 1660

Каприччио — это термин, который применяется не только в живописи, но и в других видах искусства. В музыке его используют для обозначения инструментальной пьесы, написанной в свободной форме, а в архитектуре — экстравагантного здания или отдельных его частей, имеющих причудливый внешний вид.

История каприччио

Каприччио в живописи развился из пейзажного жанра в середине XVII века благодаря стараниям двух итальянских художников: Алессандро Салуччи (Alessandro Salucci) и Вивиано Кодацци (Viviano Codazzi). В тот период в Риме и его окрестностях было множество античных руин, которые вдохновляли мастеров живописи на создание красочных картин.

Каприччио. Вивиано Кодацци. Картина «Внутренний двор гостиницы с античными руинами», 1647

Но значительная часть старинных построек к тому времени потеряла былое великолепие. Пышные дворцы правителей и знати превратились в разрушенные обособленные островки образцов римской архитектуры. Салуччи и Кодацци первыми решились приукрасить в своих произведениях реальный внешний вид древних руин.

Каприччио. Аллесандро Салуччи. Картина «Вид с архитектурой, триумфальной аркой и фигурами», 1660

Суть смелого новаторства художников заключалась в том, что для улучшения композиции картин они рискнули переставить местами часть памятников истории и дорисовать некоторые недостающие архитектурные элементы. Причем Салуччи проявил больше творческой свободы в своих произведениях, чем Кодацци, который вносил лишь минимальные изменения в композицию.

Каприччио. Вивиано Кодацци. Картина «Рождество в древних руинах», 1660

Работы художников-новаторов в жанре каприччио были благосклонно восприняты и критиками, и публикой. У не слишком известных живописцев появилось множество последователей, не только в Италии, но и в других странах Европы.

Каприччио. Джованни Баттиста Пиранези. Офорт «Вид на Базилику Святого Джованни Латерано», 1774

Пик популярности каприччио в живописи пришелся на середину XVIII века и совпал с появлением в изобразительном искусстве стиля рококо. Однако уже к началу XIX века интерес к картинам с архитектурными фантазиями постепенно угас.

Каприччио. Джованни Паоло Паннини. Картина «Римское каприччио: Пантеон и другие памятники», 1735

Великий Франсиско Гойя (Francisco Goya) на стыке XVIII-XIX веков создал знаменитую серию офортов «Капричос». Но его произведения, созданы совершенно в ином жанре, они остро высмеивают политические, социальные и религиозные нравы современников.

Каприччио. Марко Риччи. Картина «Классический пейзаж с руинами», 1725

В эпоху Романтизма термин каприччио был тесно связан с музыкой. Итальянский скрипач и композитор Николо Паганини (Niccolò Paganini) подарил миру 24 каприса для скрипки соло, которые восторженно принимает публика и в наши дни. А на основе каприсов Паганини венгерский гений музыки Ференц Лист (Ferenc Liszt) создал целый ряд этюдов в середине XIX века.

Каприччио. Юбер Робер. Картина «Античные руины», 1765

Сегодня красочные картины в жанре каприччио можно увидеть в экспозициях лучших музеев мира и частных коллекциях ценителей искусства. Но современные художники крайне редко обращаются к этой очаровательной тематике в своем творчестве.

Каприччио. Марко Риччи. Картина «Руины и пруд в римской деревне», 1730

Известные художники, работавшие в жанре каприччио

Среди самых известных художников каприччио сложно найти мастеров мировой живописи первой величины. Многие имена незаслуженно забыты потомками и хорошо знакомы только опытным знатокам изобразительного искусства. Среди них:

  • Алессандро Салуччи — один из главных основоположников жанра. Он очень тонко сумел ощутить потребность публики в новаторском подходе к античному пейзажу и не боялся вносить значительные перестановки в композицию картин.
  • Вивиано Кодацци — другой сооснователь жанра. Его произведениям присущ более реалистический стиль. Но в поиске эстетической гармонии Кодацци также не стеснялся передвигать на более подходящее место исторические памятники в своих работах.
  • Джованни Паоло Панини (Giovanni Paolo Panini) — итальянский мастер каприччио и ведуты. Большую часть его творчества составляют картины с изображениями античных достопримечательностей Рима и его пейзажных видов.
  • Марко Риччи (Marco Ricci) — представитель венецианской школы живописи начала XVIII века. По стечению обстоятельств ему пришлось в 20-летнем возрасте покинуть родную Венецию и перебраться в Рим. Именно здесь он обрел признание художника благодаря своим искусным работам.
  • Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) — самый знаменитый график жанра. Пиранези был также архитектором и известным археологом, отличался большой работоспособностью. В течение своей жизни он создал сотни гравюр с изображениями древних архитектурных памятников Рима.
  • Юбер Робер (Hubert Robert) — французский живописец, автор множества пейзажных фантазий. Юбер 11 лет прожил в Италии, где сделал тысячи зарисовок античных древностей. Этих наработок ему с лихвой хватило до конца жизни для создания десятков красочных картин.
  • Джозеф Ганди (Joseph Gandy) — британский теоретик искусства и художник, страстно увлеченный античными руинами. Его картинам присуща потрясающая архитектурная точность деталей и элегантная возвышенность стиля мастера, которого ни современники, ни потомки не оценили по достоинству.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится