Искусство Китая во времена династии Цин (1644-1912 гг.) развивалось в условиях усиленного внешнего влияния на культуру и активной европейской экспансии в этом регионе. Тысячелетнее искусство Китая после захвата власти в стране маньчжурским кланом Айсиньгьоро в середине XVII столетия находилось в бедственном состоянии из-за многолетней гражданской войны. Но новая правящая династия смогла быстро объединить огромное государство и всячески способствовала возрождению культурных традиций.
Искусство Китая той поры уже не было изолировано от остального мира. С начала XVII века представители голландской Ост-Индской торговой компании наладили систему поставок в Европу китайского фарфора, шелка и мебели. Эти товары пользовались в Старом Свете огромным спросом, что способствовало дальнейшему развитию ремесел в Поднебесной.
Хронология правления императоров династии Цин
Искусство Китая в период династии Цин переживало непростые времена, хотя маньчжуры уважительно относились к местной культуре. В течение почти трех столетий страной правили императоры:
- Нурхаци (Nurhaci) — 1616-1626;
- Хун Тайчжи (Hong Taiji) — 1626-1643;
- Шуньчжи (Shunzhi) — 1643-1661;
- Канси (Kangxi) — 1661-1722;
- Юнчжэн (Yongzheng) — 1722-1735;
- Цяньлун (Qianlong) — 1735-1796;
- Цзяцин (Jiaqing) — 1796-1820;
- Даогуан (Daoguang) — 1820-1850;
- Сяньфэн (Xianfeng) — 1850-1861;
- Тунчжи (Tongzhi) — 1861-1875;
- Гуансюй (Guangxu) — 1875-1908;
- Пу И (Puyi) — 1908-1912.
Начальный этап правления династии Цин для Китая ознаменовался ростом благосостояния народа и значительным повышением уровня грамотности людей. Стабильный период развития страны продолжался до конца XVIII столетия, а затем наступило смутное время многочисленных восстаний и войн с европейцами, что в итоге привело к окончательному краху древней империи.
Особенности китайского искусства династии Цин
Во времена правления династии Цин в Китае развивались многие традиционные виды изобразительного искусства. Наиболее значительных успехов местные мастерах добились в сфере:
- архитектуры;
- живописи;
- каллиграфии;
- фарфора.
Главными шедеврами зодчества той поры по праву считаются многочисленные буддийские монастыри и храмы, построенные в разных регионах страны. Их отличительной особенностью является смешение традиционного китайского и тибетского архитектурных стилей.
В период правления династии Цин бурно развивалась сфера ландшафтного дизайна. По личным указаниям императоров в Пекине и других городах обустраивались просторные парки и сады. Многие из них сохранились до наших дней, в том числе, уникальный парк Ихэюань или Летний Императорский дворец с рукотворными озерами и холмами, прекрасными садами, мостами, павильонами и беседками. На территории парка расположено более 3000 всевозможных строений, а его общая площадь составляет около 300 гектаров.
В сфере живописи эпохи Цин можно выделить три большие группы художников:
- придворные;
- индивидуалисты;
- традиционалисты.
Придворные мастера создавали произведения искусства по заказу властителей на заданную тематику. Их творчество строго регламентировалось правилами, в которых были четко прописаны основные задачи автора. Среди этих живописцев особо выделяется уникальная личность Джузеппе Кастильоне (Giuseppe Castiglione) — итальянского монаха-иезуита, приехавшего в Китай в 1715 году и прожившего здесь более 50 лет.
Несмотря на то, что христианские миссионеры периодически подвергались преследованиям со стороны власти, Кастильоне удалось избежать проблем в отношениях с императорским двором. Напротив, он получил сан высокопоставленного чиновника и пользовался особым покровительством императора. В творчестве итальянца удивительным образом переплелись европейские и китайские мотивы, а также отчетливо заметна линейная перспектива композиции.
Художники-традиционалисты придерживались консервативных академических взглядов на развитие живописи. Они использовали в своем творчестве проверенные древние техники и писали картины на хорошо знакомые сюжеты.
Наиболее яркий вклад в историю живописи династии Цин внесли мастера-индивидуалисты Гун Сиань (Gong Xian) и Бада Шанрен (Bada Shanren). Оба они начали творческую деятельность еще при династии Мин, а после смены власти в стране были вынуждены бежать от преследования и скрываться в монастырях. Вдали от столицы каждый из них выработал свою особенную манеру рисования и оставался ей верен до конца дней. Работы Гун Сианя и Бада Шанрена большинством искусствоведом признаются лучшими образцами живописи династии Цин.
В искусстве каллиграфии в XIX веке появились 2 новые школы: «изучения стел» и «каллиграфия на бронзе и камне». Их основоположниками были Дэн Жишу (Deng Shiru) и Ли Жуйцин (Li Ruiqing). Одновременно с этим, благодаря усилиям местных художников, развивались и остальные, более древние техники каллиграфии.
Фарфоровое производство достигло наивысшей точки развития во время правления императора Канси, когда были восстановлены разрушенные в ходе войн мануфактуры династии Мин и построены новые фабрики. Изделия из белого тонкого фарфора пользовались огромным спросом в Европе, многие шедевры этой поры сегодня украшают коллекции лучших музеев Старого Света.
Мастера династии Цин научились создавать из обожженной глины не только посуду, но и прекрасные статуэтки Будды, китайских божеств и святых. Хотя со временем в работах художников появилось слишком много вычурных орнаментов, что стало очевидным признаком упадка древнего ремесла.
Искусство Китая династии Цин до сих пор представляет огромный интерес для коллекционеров. За уникальные шедевры той эпохи меценаты охотно выкладывают солидные суммы денег на арт-аукционах. А миллионы обычных людей из разных уголков Земли с удовольствием посещают музеи, чтобы полюбоваться творениями старинных китайских мастеров.