Лессировка также придает живописному произведению искусства богатый колорит. При накладывании на холст нескольких слоев красок они становятся переливчатыми, автор получает возможность вносить тонкие цветовые коррективы в свою работу.
Особенности и виды лессировки
Лессировка широко востребована не только в живописи, но и при проведении отделочных ремонтных работ. Наложение дополнительных полупрозрачных слоев пигмента часто используют при окрашивании стен внутри помещений.
Существует два основных приема нанесения краски: на подмалевок или на незакрашенные участки полотна. Во втором случае очень часто на картине остается видна структура холста, как при работе акварельными красками. Поэтому данную технику называют акварельной лессировкой.
В качестве растворителя можно использовать льняное масло или специальный лак. Размеры и тип кисти художник подбирает в соответствии со своими личными предпочтениями. В этой технике допускается наносить тонкий полупрозрачный слой не только цельными, но и полученными в результате смешения нескольких цветов красками.
История лессировки
История лессировки берет свое начало в эпоху раннего Северного Возрождения в начале XV века, а изобретателем этой техники большинство исследователей считают великого фламандского портретиста Яна ван Эйка (Jan van Eyck). Она была изобретена в результате многочисленных экспериментов при работе недавно появившимися масляными красками.
По примеру ван Эйка и другие голландские живописцы начали использовать новый технический прием. Широко был распространен метод нанесения нескольких полупрозрачных слоев краски на покрытый лаком подмалевок и грунт светло-серого оттенка.
К концу XV века изобретение ван Эйка взяли на вооружение итальянские мастера живописи, в том числе величайшие представители Ренессанса. Длительное время техника оставалась неизменной, пока в конце XVI века Караваджо (Caravaggio) не изобрел усовершенствованный вариант. Гениальный итальянец первым рискнул использовать очень темный (почти черный) грунт для написания своих эффектных картин в манере «кьяроскуро».
В последующие столетия лессировка получила заслуженное признание среди художников. Эта техника была востребованной в традиционной академической живописи вплоть до второй половины XIX века. Но с появлением импрессионизма ситуация начала стремительно меняться. Выдающиеся представители этого течения начали активно применять новые живописные техники и массово отказываться от старых традиций при написании картин.
В ХХ веке приверженцы модерна и авангардного искусства продолжили дело, начатое импрессионистами, и в наше время лессировку использует лишь небольшая часть профессиональных живописцев. Хотя во всех художественных школах эта техника входит в стандартный курс обучения в наступившем XXI веке.
Известные художники, работавшие в технике лессировки
К числу самых известных художников, использовавших лессировку в своем творчестве, можно причислить многих великих мастеров живописи. И все же, среди них особо выделяются:
- Ян ван Эйк — изобретатель новой техники живописи в европейском изобразительном искусстве. Великий голландец с ее помощью еще в первой половине XV века научился создавать удивительно реалистичные образы людей на своих картинах.
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — величайший гений итальянского Ренессанса, написавший знаменитую «Джоконду». Во время работы над этим шедевром да Винчи использовал прием многократного покрытия холста полупрозрачными красками.
- Тициан (Tiziano) — знаменитый представитель Венецианской школы живописи. Во многих его поздних работах хорошо видна мельчайшая структура холста после нанесения лессировочного слоя краски.
- Караваджо — гениальный основатель реализма в европейской живописи. Непревзойденный мастер кьяроскуро первым не побоялся использовать черный грунт для лессировки и добился оглушительного успеха.
- Рембрандт (Rembrandt) — крупнейший мастер Золотого века голландского изобразительного искусства. Техника в течение всей жизни помогала художнику воплощать в своих произведениях глубокие эмоциональные переживания людей.