В отличие от биографии Луи Ленена, большая часть сведений из которой потерялась в глубине веков, творчество мастера оставило яркий след в мировом искусстве. Его картины, выполненные в реалистичной манере, объединяют элементы разных стилей того времени, сочетают точность рисунка с атмосферой эпического спокойствия, затрагивают современников почти мирской простотой и человечностью.
Луи Ленен — самый одарённый из трёх братьев-живописцев. В творческом сотрудничестве с Антуаном (Antoine Le Nain; 1597-1648 гг.) и Матье (Mathieu Le Nain; 1607-1677 гг.) он создал ряд бессмертных произведений. Некоторые из них стали профессиональным и интеллектуальным вызовом для современных искусствоведов.
Биография Луи Ленена
Луи Ленен пришел в мир на заре XVII века. По одним данным его рождение состоялось в 1593 году в небольшом местечке Лан (Laon) на севере Франции. Другие источники относят событие к 1603 году. Его отец, Исаак Ленен, будучи королевским сержантом в Пикардии (Picardie), обеспечил семье комфортные условия жизни в среде зажиточных крестьян и виноделов. Любовь к родной земле и сельскому укладу жизни будут отражаться во всех последующих работах мастера.
О детских годах и условиях обучения Луи Ленена известно немного. В рукописях истории родного города, датируемых 1711-1723 гг., указывается лишь, что три брата обучались ремеслу у иностранного художника. Предположительно, им был фламандец, поселившийся в их городе, который ранее перенял манеру письма Питера Брейгеля Старшего (Pieter Brueghel l'Ancien) и Дэвида Тенирса I (David Teniers l'Ancien). Ранние работы Луи близки к стилю барокко.
В 1629 году Луи вместе с братьями переезжает в Париж, где они совместно открывают художественную мастерскую. Поводом для этого послужило принятие Антуана в объединение живописцев Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Pres). Рисуя портреты детей и взрослых сеньоров, сельские, религиозные и мифологические сцены, братья производят благоприятное впечатление на публику и удостаиваются постоянных заказов. Однако не имеют привычки подписывать свои картины именами, вследствие чего воспринимаются публикой как единое целое — семейство художников Ленен.
В начале 1630-х годов Луи посещает Италию и восхищается караваджизмом — модным течением того времени. Вернувшись в Париж со свежими и яркими впечатлениями, он стремится синтетически обобщить сюжеты жанровых сцен. Сохраняя простоту и непритязательность, в исполнении мастера они приобретают особую значимость, живописную красоту, некую торжественность. Композиции становятся продуманными, отражают контраст лёгкого воздушного пейзажа и ощутимо материальных персонажей на первом плане. Цветовая палитра сочетает благородные серо-коричневые оттенки с преобладанием серебристо-серого и фрагментарными яркими акцентами.
В марте 1648 года братья Ленен становятся членами недавно основанной Королевской академии живописи и скульптуры (L’Academie royale de peinture et de sculpture). Спустя два месяца, 23 мая Луи умирает, став жертвой эпидемии чумы. А ещё через два дня по той же причине уходит из жизни его старший брат Антуан.
Самые известные картины Луи Ленена
К концу XX века искусствоведам удалось разделить общее наследие братьев. Сегодня произведения великого мастера украшают музеи и галереи под его собственным именем. Вот лишь некоторые из самых известных картин Луи Ленена:
- La Visite a la grand-mere (1645-1648) — жанровая сцена в большой фермерской комнате с бабушкой-крестьянкой, принимающей гостей, иллюстрирует простоту семейного счастья. Картина долгое время находилась в крупной частной коллекции Кроза (Collection Crozat), известного финансиста и любителя искусства. В 1772 году по совету Дидро (Denis Diderot) была куплена Екатериной II. В настоящее время находится на хранении в музее Эрмитаж, в Санкт-Петербурге.
- Famille de paysans dans un interieur (1642) — персонажи крестьянской семьи в тёмном интерьере пристально смотрят на зрителя, что создаёт сильный эффект присутствия. Картина, признанная шедевром мастера, отражает виртуозную игру света и тени, деликатное обращение с каждым предметом, тональную гармонию. Входит в коллекцию Лувра (Musee du Louvre) в Париже.
- La Famille de la laitiere (1641) — на произведении запечатлена сцена прощания молочницы с семьёй. Женщина уже готова к отъезду — в дальней перспективе слева, вплоть до горизонта простирается ровный сельский пейзаж. Оседланный осёл, нарисованный в профиль и занимающий центральную часть картины, отражает покорную судьбу персонажей — самой молочницы, с медным кувшином на ремешке, старшего сына-подростка, мужа и младшей дочери. Картина участвовала в московской выставке французского искусства в 1955 году. Находится на хранении в Эрмитаже.
- Lieu champetre (1640) — сельский пейзаж с городскими постройками на дальнем плане написан в парижской мастерской художника и отражает ностальгию по милым образам из детства. Выверенные расстояния между фигурами детей и взрослых крестьян, соединение земли и неба, взаимосвязанные плоскости холмистой местности отражают филигранную точность построения композиции. Произведение находится на экспозиции в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art) в Вашингтоне.