Мадонна на картинах всегда вызывает благоговейный трепет у зрителя, так как образ Богоматери глубоко почитаем и католиками, и православными. А лучшие произведения искусства на эту тематику украшают экспозиции крупнейших музеев мира и уникальные частные коллекции.
Особенности изображения Мадонн на картинах
Мадонна на картинах обычно изображается с младенцем Иисусом на руках, эта традиция берет свое начало еще с первых икон. Но в европейской живописи также существует огромное количество других вариантов художественных образов Богоматери, в том числе:
- Стоящая в одиночестве с жестом благословения, направленным на зрителя.
- Стоящая с младенцем на руках в окружении святых.
- Восседающая на троне после Вознесения на небеса.
- Кормящая младенца грудью.
- Оплакивающая Христа, который лежит на ее коленях (Пьета).
- Носящая во чреве Иисуса (Богоматерь-роженица).
- Защищающая людей своим покровом (Оранта).
- Со сверкающим сердцем в груди, обрамленным розовым венком.
- Сидящая на фоне очаровательного пейзажа рядом с младенцем.
- Прогуливающаяся в райском саду.
Голову Мадонны на картинах часто украшают нимб и корона, но это правило является обязательным только для икон. Многие художники, особенно во времена Ренессанса, сознательно придавали Богоматери узнаваемые земные черты лица и облачали ее в грациозные, но все же весьма традиционные одеяния.
Европейские живописцы также часто изображали на картинах важные события из жизни Богоматери, описанные в Евангелии и других святых текстах:
- Благовещение.
- Рождество Иисуса.
- Поклонение волхвов и пастухов.
- Успение.
- Коронацию.
- Введение в храм.
- Отдых на пути к Египту.
- Обручение с Иосифом.
Образ Мадонны популярен не только в живописи, но и в других видах искусства:
- фреске;
- скульптуре;
- мозаике;
- гравюре.
Он во все времена служил неисчерпаемым источником вдохновения для лучших художников христианского мира.
История Мадонны в живописи
История Мадонны в живописи берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние настенные изображения Богоматери датируются вторым веком нашей эры, их археологи обнаружили в римских катакомбах Присциллы.
В IV столетии Константин Великий сделал христианство господствующей официальной религией в Византийской Империи. С этого времени в Константинополе, а затем и на территории остальной Европы, формируются школы иконописи. В течение многих столетий лики Богородицы художники изображали лишь на иконах и фресках, а церковь ревностно следила за соблюдением строгих установленных живописных традиций.
В начале XII века в Западной Европе начал стремительно приобретать популярность культ Богородицы. Изображения в виде мозаик, статуэток и икон Мадонны становятся востребованными не только среди служителей церкви, но и в кругу высших представителей власти.
В XIV веке в Италии началась эпоха Ренессанса, которая в значительной степени изменила традиции изобразительного искусства. Итальянские художники стали постепенно отказываться от византийских иконописных догм и начали создавать живописные картины на религиозную тематику. Эту тенденцию со временем подхватили их коллеги из других Европейских стран: Голландии, Франции, Германии.
Католическая церковь, в отличие от православной, не препятствовала развитию живописи. Напротив, представители духовенства стали главными заказчиками картин, настенных росписей и скульптур. В господствующем в те времена религиозном жанре образ Мадонны стал одним из наиболее востребованных.
Гуманистическая философия Ренессанса также оказала огромное влияние на работу живописцев. У художников появились новые возможности для реализации своих идей. Мастера Возрождения начали смело экспериментировать с каноническим внешним видом Девы Марии, создавать картины с разными сюжетами на темы жизнеописания Богоматери.
Многие известные живописцы создавали целые циклы картин, посвященные Мадонне. Великие мастера Возрождения использовали в своих работах новые техники и материалы. Живописцы достигли совершенства в изображении перспективы, игры света и тени, потрясающей глубины тонов и разнообразия цветовых оттенков.
Но эпоха Ренессанса также способствовала появлению и развитию новых жанров искусства:
- батального;
- бытового;
- натюрморта;
- пейзажа.
Постепенно художественные потребности заказчиков изменились. Религиозный жанр утратил лидирующее положение, но не исчез совсем. Мадонну на картинах продолжали изображать мастера последующих эпох, работавшие в самых разных стилях:
- барокко;
- рококо;
- классицизма;
- романтизма;
- реализма;
- модерна;
- сюрреализма;
- символизма.
И в наши дни Мадонна на картинах вызывает огромный интерес у ценителей искусства. А шедеврами древних мастеров на выставках и в музеях ежегодно любуются миллионы людей в разных уголках Земли.
Известные художники, изображавшие Мадонну на картинах
Практически все известные художники эпохи Возрождения неоднократно изображали Мадонну на своих картинах. Даже простой перечень мастеров, обращавшихся к этой тематике, займет несколько страниц печатного текста. И все же, стоит выделить нескольких мэтров живописи, которые заслуживают отдельного упоминания:
- Джованни Беллини (Giovanni Bellini) на протяжении всей своей жизни неоднократно писал Мадонну. Одной из любимых его тем была Пьета с изображением оплакивающей Христа Богоматери.
- Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) создавал свои произведения в характерной резкой манере. Его наследие включает не только большое число картин с ликами Девы Марии, но также многочисленные гравюры и алтарные росписи.
- Пьетро Перуджино (Pietro Perugino) — учитель великого Рафаэля, который одним из первых в Италии начал работать масляными красками. Он умело создавал сентиментальные образы Девы Марии в своих произведениях.
- Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — создатель самой знаменитой в мире «Сикстинской Мадонны». Но великий гений не ограничился написанием одного шедевра, он оставил потомкам целый цикл из почти 5 десятков картин, посвященных матери Христа.
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) подарил нам гениальную «Мадонну Литту», одно из самых ярких изображений Девы Марии, кормящей Христа. Ему же принадлежит авторство еще около 10 уникальных и безукоризненно написанных Мадонн.
- Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) одним из первых в истории мировой живописи рискнул изобразить Деву Марию в образе маленькой девочки на своей картине «Введение Марии во храм». Это произведение мастера, как и многие другие шедевры, получило заслуженное признание еще при жизни мэтра.