Макрофотография (от греческого слова μαϰρός — большой) — это жанр фотоискусства, в котором маленькие объекты снимаются с близкого расстояния и выглядят намного крупнее, чем в реальности. Обычно к макрофотографии относят снимки в масштабе 1:1 или меньше. Это означает что запечатленные предметы или животные не превышают сенсор камеры и заполняют весь кадр. Макросъемка позволяет в мельчайших деталях рассмотреть привычные, но не привлекающие внимания вещи. Чаще всего в объектив любителей этого жанра попадают насекомые, растения, улитки, капельки росы и снежинки.
История макрофотографии
Макрофотография на ранних этапах развития неразрывно связана с микрофотографией — жанром, в котором съемка ведется с применением микроскопа. На заре фотоискусства эти направления не разделялись. Первые опыты съемки многократно увеличенных объектов проводились с 1830-х годов, в том числе этим занимался Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Однако подобные снимки долгое время носили чисто научный и исследовательский характер. История макрофотографии как искусства началась в 1900-х.
Макрофотография увлекла британского фотографа и режиссера Перси Смита (Percy Smith), который стал одним из пионеров этого направления. Он снимал с большим увеличением отдельные фотографии и целые фильмы. Следующий важный этап развития жанра — 1955 год. В Западной Германии поступил в продажу первый настоящий макрообъектив, который обеспечивал постоянную близкую фокусировку. Подобная усовершенствованная техника используется и в наше время. Когда наступила эпоха зеркальных фотокамер, жанр быстро стал популярным во всем мире.
Как снимать макрофотографию?
Если вы задумались, как снимать макрофотографию, то для начала можете попробовать соответствующие функции в обычной камере, но для серьезного развития в жанре нужна специальная техника. В первую очередь, это макрообъектив. Чтобы использовать его и пробовать разные варианты, нужно выбирать фотокамеру со сменным объективом. Встроенная вспышка плохо работает в условиях макросъемки, поэтому предпочтительно использовать внешние источники света. Например, кольцевую фотовспышку вокруг объектива или обычный фонарик с самодельным отражателем. Еще одной проблемой может стать дрожание камеры в руках, ограничивающее длительность выдержки. Поэтому многие авторы макрофотографии пользуются штативом при съемке.
Из всех объектов съемки насекомые считаются наиболее сложными. Многие из них улетают, стоит только приблизиться, другие постоянно двигаются. Как и в жанре анимализма, фотограф должен изучить поведение маленького животного, которое хочет снимать. Поэтому начинать удобнее с цветов, травы, росы и других статичных объектов.
Известные авторы макрофотографии
Фотографы, добившиеся успеха в этом жанре, видят большое в малом и неприметные детали превращают в настоящие произведения искусства. Среди наиболее известных авторов макрофотографии можно назвать следующих:
- Красимир Матаров (Krasimir Matarov). Этот болгарский фотограф много путешествует и снимает дикую природу, в том числе макро. В 2013 году занял первое место в конкурсе Sony World Photography Awards.
- Джеки Паркер (Jacky Parker). Женщина-фотограф из Великобритании делает нежные и выразительные снимки цветов. Она считается одним из лучших мастеров в съемке растений.
- Нордин Серуян (Nordin Seruyan). Фотограф из Индонезии предпочитает снимать насекомых, улиток и лягушек. Его произведения отличаются красотой и удачно пойманными моментами.
- Томас Шэхэн (Thomas Shahan). Этот мастер создает невероятные портреты насекомых — с выразительными глазами, глубокомысленно приподнятыми усиками и влажным от росы волосяным покровом.
- Вячеслав Мищенко. Украинский художник и фотограф впервые занялся макросъемкой в десятилетнем возрасте. Сейчас его работы известны всему миру.
Макрофотография — увлекательный жанр с безграничными возможностями для развития фантазии. Чтобы окунуться в этот новый и непривычный мир, не обязательно куда-то ехать или обустраивать студию. Сделать удачный кадр можно рядом с домом: достаточно найти уголок природы с растениями и насекомыми. Зима — хорошее время для съемки снежинок, а в студийных условиях можно исследовать абстрактную фактуру привычных вещей.