Биография Марианны Веревкиной
Марианна Веревкина родилась в Туле 10 сентября 1860 года. Ее родители были потомственными дворянами: дед — губернатором, отец — генералом и героем Крымской войны. Мать происходила из старинного княжеского рода и занималась живописью — именно она дала дочери первые уроки рисования. В 14 лет у девочки уже был свой дом-студия в поместье «Благодать» в Литве, куда семья переехала вслед за отцом-военным.
Марианна Веревкина с 1880 года занималась у Ильи Репина, который ценил талантливую ученицу и даже называл ее «русским Рембрандтом». Позже по его совету она оттачивала технику у Иллариона Прянишникова. Молодая художница придерживается традиций реализма. В 1888 году произошел несчастный случай: на охоте она прострелила себе правую руку. Чтобы вернуться к рисованию, пришлось пройти длительный курс реабилитации в Германии, где Веревкина знакомится с передовыми течениями в искусстве.
Уже добившись определенного успеха и выставляясь с мастерами-передвижниками, художница вдруг надолго оставила собственное творчество. К этому привело знакомство с начинающим живописцем Алексеем Явленским, отношения с которым длились почти тридцать лет. Марианна Веревкина решила посвятить себя образованию и карьере любимого человека, пожертвовав личными интересами. Сначала она занималась с Явленским в собственной студии. После смерти отца, став обеспеченной и независимой женщиной, она поехала с ним в Мюнхен.
К активному творчеству Марианна вернулась лишь в 1906 году — после того, как узнала о неверности избранника. Перед этим они посетили Францию и познакомились с работами постимпрессионистов и фовистов. В новых картинах Веревкина предстает совершенно другой художницей: чувствуется влияние Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Гогена (Paul Gauguin), Анри Матисса (Henri Matisse) и Эдварда Мунка (Edvard Munch). Она активно участвует в творческой жизни: основывает «Новое Мюнхенское художественное объединение», куда входил и Василий Кандинский, а после 1912 года примыкает к группе «Синий всадник» (Der Blaue Reiter).
Когда Германия начала войну с Россией, Веревкиной и Явленскому пришлось срочно переехать в Швейцарию. Их материальное положение ухудшилось, так что Марианне пришлось думать о дополнительном заработке. Она сотрудничает с театром и даже устраивается работать в фармацевтическую компанию. В 1921 году к Явленскому наконец-то приходит успех на выставке в Германии, и он оставляет 61-летнюю художницу в одиночестве и без средств.
Марианна Веревкина смогла преодолеть этот разрыв: писала картины, организовала художественное объединение «Большая Медведица» и даже открыла музей современного искусства в швейцарском городке Аскона, где жила в последние годы. Умерла художница 6 февраля 1938 года, и почти все жители Асконы присутствовали на ее похоронах. В этом городе в настоящее время хранится самая большая коллекция работ Веревкиной: около 100 картин, сотни графических работ и личные дневники.
Самые известные картины Марианны Веревкиной
Картины Марианны Веревкиной отличаются драматичностью и насыщенными красками. Несмотря на влияние многих современников, художнице удалось выработать собственный стиль — яркий и узнаваемый. Вот несколько самых известных ее произведений:
- «Осень. Школа» (1907). Не считая автопортрета, именно этой работой чаще всего иллюстрируют творчество Веревкиной. Колорит делает эту картину тревожной, а черные стволы деревьев похожи на решетку, замыкающую школьниц.
- «Шторм» (1908). Классический сюжет, демонстрирующий бессилие человека перед силами природы. Женщины могут олицетворять четыре стихии, изображенные на картине.
- «Танцовщик Александр Сахаров» (1909). Это портрет первого представителя свободного танца в Европе среди мужчин. Сахаров был другом Марианны Веревкиной и сам учился живописи, но внезапно решил посвятить себя новому виду творчества.
- «Конькобежцы» (1911). Загадочный ночной пейзаж с темными силуэтами, скользящими против часовой стрелки под зеленоватой луной.