Николай Богданов-Бельский (Nikolay Bogdanov-Belsky; 6 декабря 1868 — 19 февраля 1945 гг.) — великий русский художник конца XIX — первой половины ХХ веков, мастер портретного и бытового жанров. Николай Богданов-Бельский также писал сельские пейзажи, а главными героями его картин чаще всего были простые крестьяне. В творчестве живописца гармонично сочетаются мотивы импрессионизма и социального реализма, а его биография представляет собой образец непростой судьбы русского эмигранта, покинувшего Родину после революции.
Николай Богданов-Бельский был одним из основателей Общества художников имени Архипа Куинджи и пользовался огромным авторитетом среди коллег. За выдающие заслуги в живописи еще до революции 1917 года он получил звание академика и действительного члена Петербургской художественной Академии.
Биография Николая Богданова-Бельского
Николай Богданов-Бельский появился на свет 8 декабря 1868 года в селе Шитики недалеко от Смоленска. Он был внебрачным ребенком простой крестьянки и никогда не знал своего отца. Фамилию Богданов при крещении будущему художнику дал местный священник, а приставка Бельский появилась в официальных документах гораздо позже, ее живописец присоединил к фамилии в честь родного уезда.
Еще во время учебы в начальной школе маленький Коля часто вырезал фигурки из дерева ножиком. Увлечение искусством заметил профессор Сергей Рачинский, который в соседней деревне Татево решил организовать школу с общежитием для одаренных крестьянских детей. Знаменитый ученый взял мальчика к себе на обучение, а спустя несколько лет пристроил его учеником в мастерскую по изготовлению икон при крупнейшем мужском монастыре Российской империи в Сергиевом Посаде.
В 1884 году Николай был зачислен в Московское училище живописи, по окончании которого, через пять лет, за произведение «Будущий инок» получил титул классного художника и заслуженную медаль. К началу 1890-х Богданов-Бельский стал самостоятельным художником и начал строить успешную карьеру.
И все же, в 1894 году, он решил продолжить обучение и поступил в Петербургское Высшее училище искусств, чтобы повысить уровень своих знаний. В это же время работы молодого мастера впервые были представлены на выставках передвижников во многих городах России. Отучившись два года в мастерской у Ильи Репина, выпускник училища уехал в краткосрочную поездку по Европе, посетив Францию, Германию и Италию, а затем вернулся в Россию.
На начало ХХ века пришелся расцвет карьеры живописца. Его картины охотно покупали состоятельные люди и лучшие музеи страны, а члены императорской семьи часто заказывали портреты. Благодаря поддержке Ильи Репина Николаю Богданову-Бельскому удалось организовать несколько выставок своих работ за рубежом и приобрести признание в Европе. На Родине его заслуги были отмечены присуждением звания академика и действительного члена Художественной Академии, в товариществе имени Куинджи на протяжении пяти лет мастер занимал должность председателя.
Но революционные события в России 1917 года разрушили привычный уклад жизни живописца. Николай негативно воспринял сначала февральское свержение монархии, а затем и октябрьский переворот, но продолжал писать картины, испытывая сильную нужду и голод. По окончании Гражданской войны, убедившись в окончательной победе Советской власти, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию.
Художник поселился в Риге, где местные власти благосклонно относились к его творчеству. Николай Богданов-Бельский не изменил своим интересам, основной тематикой работ мастера осталась жизнь деревенских жителей дореволюционной России. До конца 1930-х годов в Латвии, Западной Европе и Канаде состоялось несколько его персональных выставок.
Жизнь художника приближалась к концу, но ему было суждено пережить еще немало неприятностей. Летом 1940 года в Риге была установлена Советская власть и наш герой оказался без средств к существованию, так как его творчество не вписывалось в каноны социалистического реализма. Спустя год Латвию оккупировали немцы, но смена режима не особо облегчила жизнь старика.
В 1944 году, не дожидаясь освобождения Прибалтики Красной Армией, художник вместе с женой уехал из Риги в Берлин. В столице Германии он и нашел свою смерть. 19 февраля 1945 года после мощной бомбардировки города авиацией союзников Николай Богданов-Бельский получил серьезные ранения и скончался в госпитале. Вместе с женой его похоронили на местном русском кладбище, где и сегодня покоятся их останки.
Самые известные картины Николая Богданова-Бельского
Среди большого количества прекрасных работ русского живописца сложно выделить несколько наиболее значимых. И все же, к самым известным картинам Николая Богданова-Бельского относятся:
- «Будущий инок» (1889) — работа, которая ознаменовала собой появление в русском изобразительном искусстве нового талантливого художника. На фоне мрачного быта деревенской избы мечтательный образ молодого отрока выглядит наполненным жизненной энергией и силой духа.
- «За чтением письма» (1892) — очаровательный портрет молодой женщины в полный рост в окружении русской природы. Художнику удалось мастерски передать интерес к содержимому письма на лице главной героини.
- «Устный счет» (1895) — произведение, проникнутое любовью живописца к своему первому учителю Сергею Рачинскому. Блестящий педагог изображен в кругу деревенских детишек, которые усердно выполняют сложное задание наставника.
- «У дверей школы» (1897) — вызывающая одновременно жалость и умиление картина мастера. Изображенный на ней подросток в рваных лохмотьях никак не решается переступить порог школы, чтобы примкнуть к группе своих ровесников, изучающих интересные науки.
Николай Богданов-Бельский принадлежит к числу лучших мастеров социального реализма в российской дореволюционной живописи. В его картинах и сегодня ощущается любовь к родной деревенской глубинке, ее простым обитателям с прекрасной душой и большим сердцем.