От потока сознания до смс и твитов: романы необычной формы
543
просмотров
Разнообразные, подчас совершенно нетривиальные литературные формы — явление не новое. Шодерло де Лакло, Джеймс Джойс и многие другие писатели разных эпох прибегали к оригинальному стилю изложения: от писем и дневниковых записей до потока сознания. Стремясь донести свою мысль до читателя, авторы используют поэтический ритм, отказываются от пунктуации и даже от четкого сюжета. Согласитесь, такой подход кажется очень интересным.

Мы выбрали четыре современных романа, которые точно удивят вас не только содержанием, но и формой.

О таком не говорят. Патриция Локвуд

Социальные сети так плотно вошли в нашу жизнь, что подчас занимают большую ее часть. Но что, если виртуальный мир полностью заменит реальность? У главной героини романа «О таком не говорят», похоже, есть ответ на этот вопрос, и он не самый приятный.

Вот уже долгое время молодая женщина будто бы пребывает в параллельной вселенной. Она только и делает, что читает твиты, посты, участвует в онлайн-обсуждениях политики, медицины и социальных проблем. Однако трагическое событие, полностью перевернувшее жизнь и самой героини, и всей ее семьи, заставляет ее вернуться в реальность. И это оказывается гораздо страшнее и труднее, нежели писать комментарии под публикациями.

Оставаясь верной выбранной теме, автор использует и соответствующий стиль повествования. Весь роман состоит из отрывочных эпизодов, коротких заметок, очень похожих на посты в популярных соцсетях, и быстро меняющихся тем. И постепенно, будто из разрозненных пазлов, собирается общая мозаика происходящего. Читателю открывается истинная личность героини, перед которой стоит непростой выбор: навсегда остаться во власти интернета или вынырнуть в настоящую жизнь — туда, где в ней очень нуждаются.

Трилогия. Юн Фоссе

Норвежский прозаик, поэт и драматург Юн Фоссе — необычный литератор. Он напрямую заявляет, что форма в его произведениях всегда главенствует над содержанием. Событийный ряд в его текстах скуден, а самое пристальное внимание автор уделяет красоте слога. Фоссе не раз признавался, что главным источником вдохновения для него является норвежский язык. Чтобы раскрыть всю его красоту, писатель использует принцип повторения: реплики и даже целые пласты текста дублируют друг друга, а отдельные эпизоды и вовсе больше напоминают поэму, нежели прозаическое произведение.

Яркий тому пример — книга «Трилогия». Ее нельзя назвать романом в полном смысле этого слова. Текст разделен на три части и вращается вокруг странной и трагической истории влюбленных Асле и Алиде. Все начинается с того, что молодым людям некуда податься на ночь, поэтому они вынуждены скитаться по норвежскому городку в поисках того, кто пустит их к себе. Будто в полусне, парень и девушка совершают одно преступление за другим. И чем дальше они заходят в своих поступках и рассуждениях, тем больше повествование напоминает сон или плод воспаленной фантазии. Кроме того, в этой книге Юн Фоссе отказался и от традиционной пунктуации, чтобы еще больше усилить ощущение нереальности происходящего.

Выйти из чата. Дженис Халлетт

Эпистолярный жанр зародился еще в Античности. Среди его основоположников — Цицерон, Сенека и другие мыслители, чьи письма, полные глубоких рассуждений, напоминают философские трактаты. Со временем направление претерпело значительные изменения. А в XXI веке и вовсе приобрело самую неожиданную форму. И детектив Дженис Халлетт — яркое тому подтверждение.

«Выйти из чата» — это история одной семьи, у каждого члена которой есть свои секреты. Темные, отвратительные тайны начинают выходить наружу, когда у одного из представителей семейства серьезно заболевает дочь. Общими усилиями родственников и коллег героя удается создать фонд по сбору денег на лечение маленькой Поппи. Но все ли организаторы благотворительного марафона готовы так просто расстаться с внушительной суммой? Ведь на счету девочки теперь 250 тысяч фунтов, которые легко могут оказаться в нечестных руках.

Главная изюминка романа — стиль его написания. Вся книга состоит из бесконечных переписок персонажей: смс, групповых чатов, электронных писем. Из диалогов и обсуждений постепенно выкристаллизовывается замысловатый сюжет, раскрываются характеры всех участников действия, обнаруживается их истинная сущность. И у читателя возникает ощущение подглядывания в замочную скважину. Все мы знаем, что читать чужие письма нехорошо, но, согласитесь, иногда так сложно сдержать свое любопытство!

Девушка, женщина, иная. Бернадин Эваристо

Книга «Девушка, женщина, иная», написанная обладательницей Букеровской премии Бернадин Эваристо, повествует о двенадцати британках в возрасте от 12 до 93 лет. Все они так или иначе принадлежат к африканской диаспоре. Они творят, влюбляются, предаются воспоминаниям, рожают детей или вступают в брак по расчету, осознают свою гендерную и социальную идентичность, размышляют о смерти, пытаются понять мир и себя в нем.

Так, режиссер и драматург Амма — первая из двенадцати героинь — переживает главное событие в своей жизни: спектакль по ее пьесе выходит на сцене Национального театра Лондона. Ожидая премьеру, женщина вспоминает, через что ей пришлось пройти, прежде чем добиться успеха, ведь всего несколько лет назад ее едва не выгнали из профессии всего лишь за цвет кожи. С подобными проблемами сталкиваются и другие персонажи. Дочери, подруги, случайные знакомые — все двенадцать женщин причудливым образом связаны друг с другом сквозь время и пространство.

Помимо яркой социальной составляющей, роман привлекает внимание еще и необычным стилем. Книга написана в гибридной форме, на стыке прозы и поэзии. Длинные строки, предложения, связанные единым ритмом, необычная пунктуация или полное ее отсутствие — все это создает оригинальную атмосферу, будто бы рассказ ведется под перестук африканских тамтамов. Такой стиль изложения еще больше погружает читателя в происходящее, заставляя напряженно следить за сюжетом и вместе с героинями проживать печальные и радостные моменты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится