Пастораль в живописи: изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо
778
просмотров
Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.
Пастораль. Джорджоне или Тициан. «Сельский концерт», 1510

Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.

История пасторали

История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.

Пастораль. Рембрандт. «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», 1634

Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).

Пастораль. Николя Пуссен. «В Аркадии», 1638

Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.

Пастораль. Антуан Ватто. «Пасторальный концерт», 1720

В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.

Пастораль. Франсуа Буше. «Летняя пастораль», 1749

Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.

Пастораль. Семен Щедрин. «Пейзаж в окрестностях Санкт-Петербурга», 1777

В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.

Пастораль. Томас Коул. «Аркадия или пасторальное государство», 1834

Известные художники пасторального жанра

Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:

  • Джорджоне (Giorgione). Один из лучших гениев итальянского Ренессанса по праву считается отцом пасторального жанра. Он не только сам писал картины на эту тематику, но и привил любовь к деревенскому пейзажу многим своим ученикам.
  • Франсуа Буше (François Boucher). Придворный художник Людовика XV очень любил рисовать сценки из деревенской жизни. В его произведениях очаровательная природа играет роль красочной декорации к беззаботному времяпровождению мирных жителей.
  • Антуан Ватто (Antoine Watteau). Этот гениальный живописец прожил всего 36 лет, но успел создать несколько шедевральных пасторалей. Его картины отличает богатый колорит красок и тщательная прорисовка персонажей.
  • Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard). Многие его пасторальные произведения проникнуты откровенным эротизмом. Их охотно покупали французские аристократы XVIII века за большие деньги. Во многом благодаря этому Фрагонар к концу жизни сколотил приличное состояние.
Пастораль. Жан-Оноре Фрагонар. «В пшенице», 1790

Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.

Пастораль. Алван Фишер. «Пасторальный пейзаж», 1834

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится