Почему младенцы в искусстве Средневековья так плохо выглядят
0
1
749
просмотров
Если вы сегодня начнете изучать полотна средневековых художников, то с удивлением можете обнаружить, что изображенные на них младенцы невероятно уродливы. Они больше напоминают древних стариков. В чем причины этого удивительного феномена, расскажем далее.

Традиции старой школы

Традиции старой школы

Не секрет, что традиции живописи постоянно менялись от эпохи к эпохе. Одно поколение художников передавало знания другому, в результате фигуры на портретах становились более реалистичными, а изображения людей приближенными к реальности.

Ситуация изменилась в 5-м веке, когда после Великого переселения народов практически все знания, которые у мастеров были раньше, оказались утрачены. Поэтому в будущем многие живописные приемы и техники пришлось открывать заново. Именно это и привело к ситуации, когда на картинах средневековых авторов мы можем наблюдать невероятно уродливых людей.

Преимущественно все изображали непропорциональные черты лица и фигуры. Более того, все люди были написаны будто под копирку.

Это происходило из-за того, что в Средневековье в предметах и явлениях в первую очередь ценилась суть, а не внешние мирские качества. Но это было не под силу мастерам, поэтому им приходилось только указывать на нее.

В результате средневековое искусство оказалось прежде всего символичным, нежели реалистичным. Но это не дает ответа на вопрос: почему же такими уродливыми рисовали детей.

Отношение родителей к малышам

Прежде всего, нужно разобраться, как вообще в то время относились к детям. В знатных семьях ребенка практически сразу после рождения отдавали кормилице и нянькам. Мать его воспитанием практически не занималась.

Когда он становился постарше, с ним начинали общаться, как со взрослым, не делая скидок на его юный возраст.

Вообще, детская жизнь ценилась невысоко. Из-за смерти малыша редко горевали, так как его место вскоре занимал новый младенец. Деторождение считалось одной из главных обязанностей женщины в Средневековье.

Более того, долгое время маленькие дети считались фактически бесполыми существами. Их наряжали в одинаковые платья.

Новорожденные с лицами взрослых

Новорожденные с лицами взрослых

Но изображение уродливых младенцев на картинах художников связано не только с этим фактом. В Средневековье практически все картины писались на религиозную тематику. Часто на них появлялся Иисус и святые.

Завернутый в пеленки или вовсе обнаженный младенец был символом души. Ангелы представали на полотнах в облике худощавых подростков.

Самым популярным был сюжет, изображающий младенца Иисуса Христа на руках у Девы Марии. Все эти новорожденные походили на стариков.

Суть возникновения этого феномена заключается в том, что в Средние века были сильны идеи гомункулярного Иисуса. Многие верующие были уверены, что Христос появился на свет уже полностью сформированным человеком. Поэтому его лик и не менялся на протяжении жизни.

На средневековых портретах у младенцев можно обнаружить признаки облысения, а черты их лица приближены к тому, как выглядят взрослые люди.

Со временем укоренилась традиция изображать всех младенцев именно таким образом. Изображение гомункулярного младенца Иисуса стало основой для портретов маленьких детей даже на полотнах, которые не имели никакого отношения к религиозной тематике.

Интересно, что и при написании лика Девы Марии художники не сильно заботились о реалистичности. На одной из картин Богоматерь кормит младенца грудью, которая находится у нее не на обычном месте, а где-то в районе ключицы.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Ситуация начала меняться только в эпоху Возрождения. Черты детского лица, наоборот, стали приукрашивать, чтобы они смотрелись максимально миловидно. Этот прием был особенно популярен у представителей флорентийской школы.

Много детей рисовал Рафаэль. Например, на картине "Сикстинская Мадонна" в самом низу изображено пара херувимов.

Росла в то время популярность светских портретов. Среди родителей стало модно заказывать изображение своего ребенка, если этого позволяли финансы. По особым случаям писали семейные портреты.

Когда требовалось позировать художнику, детей наряжали в лучшие костюмы. В то время от живописца требовалось изобразить ребенка максимально привлекательно. Об идее гомункула все забыли.

Смена вектора

В эпоху Возрождения изменилось отношения к самим детям. Малышей стали считать безгрешными и невинными созданиями. Их лелеяли как некую ценность. Жизнь малыша стала цениться намного выше.

Портреты новорожденных стали занимать особое место в домах состоятельных семей. Более того, эти картины отправляли потенциальным невестам и женихам, чтобы они с детства представляли себе образ человека, с которым в будущем предстоит создать семью.

Подобный метод знакомства был особенно распространен среди европейских королевских семей. Конечно, в такой ситуации ни о каком недостоверном изображении ребенка уже не шло и речи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится