Биография Ремедиос Варо
Ремедиос Варо появилась на свет 16 декабря 1908 года. Отец был инженером-гидравликом, которого часто направляли на новые объекты в разные части мира, а жена и дети переезжали на новое место работы вместе с главой семейства. Чтобы дочка не скучала во время длительных переездов на поезде или корабле, отец давал ей перерисовывать чертежи механических установок. Это тренировало ум и память девочки, а также прививало любовь к рисованию. Когда семья осела в Мадриде, прогрессивный отец устроил Ремедиос в «свободную школу», однако мать была ревностной католичкой и настояла на переводе в монастырь.
Ремедиос Варо провела в церковной школе несколько лет. Изучение библейских текстов и религиозных догм наложило определенный отпечаток на характер свободолюбивой девушки. По окончанию учебы 15-летняя Ремедиос, постоянно бунтовавшая против строгих правил, заручилась поддержкой отца и поступила в художественную академию Сан-Фернандо. Там она познакомилась с Сальвадором Дали (Salvador Dalí).
Академия оказалась глотком свежего воздуха после монастырского заточения. Ремедиос Варо ходит на лекции Альберта Эйнштейна (Albert Einstein), философа Хосе Ортега-и-Гассета (José Ortega y Gasset), фантаста Герберта Уэльса (Herbert George Wells). На посиделках студентов обсуждает теории Фрейда (Sigmund Freud) и работы Андре Бретона (André Breton). Ремедиос интересуется космологией, генетикой и теорией эволюции, при этом посещает уроки декоративной живописи, изучает масляную технику.
В 20 лет Ремедиос Варо нашла свое счастье в браке с сокурсником Жерардо Лиззаррага (Gerardo Lizarraga) и уехала с ним в Париж. Здесь она поступила в художественную академию Académie de la Grande Chaumière, но проучилась всего три недели — молодой художнице хотелось генерировать новые идеи через личный опыт, а стены учебного заведения ограничивали эти порывы. В артистических кафе супруги познакомились с сюрреализмом и, вдохновленные новой философией, решили вернуться в Испанию. На этот раз в Барселону, где Ремедиос встретила Эстебана Франсеса (Esteban Francès), полюбила его и рассталась с Лиззаррага.
Сюрреализм стал частью жизни Ремедиос Варо. В 1936 году она вступила в группу «Логикофобисты», выставила три картины в стиле «масло на меди» на выставке и нашла новую любовь в лице Бенджамена Пере (Benjamin Péret). Пылкая Ремедиос переехала к новому любовнику в Париж, бросив в Барселоне мужа. Казалось бы, все складывалось хорошо, но генерал Франко закрыл границы для республиканцев, и Варо осталась в столице Франции до оккупации.
В 1941 году в поисках надежного убежища от войны художница эмигрирует в Мексику. Она зарабатывала на жизнь, создавая костюмы для балетов, рисуя рекламные плакаты для компании Bayer, разрабатывая дизайн для коммерческих проектов. В Мехико Варо знакомится с Марком Шагалом (Marc Chagall), Леонорой Каннингтон (Leonora Carrington), Диего Риверой (Diego Rivero) и Фридой Кало (Frida Kahlo). После окончания войны Ремедиос Варо осталась в Латинской Америке, работала рекламным художником и иллюстратором.
Мексика оказалась местом, где Ремедиос Варо нашла свою последнюю любовь — австрийца Вальтера Грюена, состоятельного издателя, поверившего в талант художницы и оказавшего ей моральную и финансовую поддержку. С 1952 года Варо могла заниматься тем, что ей нравилось, не отвлекаясь на быт и поиск денег. В этот период она создала свои самые лучшие произведения. А 8 октября 1963 года она умерла от инфаркта на пике своей карьеры.
Самые известные картины Ремедиос Варо
Картины Ремедиос Варо заселяют диковинные сказочные персонажи, механические конструкции и природа. В отличие от классического сюрреализма, в каждом произведении художницы четко прослеживается сюжет, подводящий зрителя к определенным умозаключениям. Среди лучших картин Ремедиос Варо:
- «Гармония» (1956) — предполагается, что это автопортрет художницы. В июне 2020 года картина была продана на аукционе Sotheby’s за 6 миллионов долларов.
- «Создание птиц» (1957) — аллегория на тему пятого дня творения мира. Роль создателя отведена молодой мудрой Сове, которая при помощи кисти, алхимической пробирки и увеличительного стекла совершенствует птицу.
- «Исследование истоков реки Ориноко» (1959) — женщина отправилась на край земли в поисках источника жизни.
- «Зов» (1961) — поздний автопортрет художницы. Женщина с ярко-рыжей копной волос двигается по избранному пути между серыми фигурами людей, отказавшихся от поиска своего предназначения.