«Рисующий офицер», землемер и «разносторонний дилетант»: первые профессии известных художников
398
просмотров
Не все российские художники занимались живописью с детства. Многие из них успели освоить другие профессии. Василий Кандинский окончил юридический факультет и писал диссертацию по политэкономии, Алексей Венецианов был землемером, а Павел Федотов 10 лет служил в полку. Читайте, кем работали эти и другие художники до того, как решили заняться творчеством.

Михаил Врубель: «разносторонний дилетант» и юрист

Решил стать художником в 24 года

Михаил Врубель. Автопортрет (фрагмент). 1905.

В детстве Михаил Врубель увлекался естествознанием, историей, иностранными языками. В петербургской Пятой городской гимназии он был одним из лучших учеников. Врубель занимался музыкой, часто посещал театры, а еще ходил на занятия по живописи в школу при Обществе поощрения художников. Искусствовед Наталья Дмитриева писала: «Мальчик как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, каким потом стал. Он «почитывает и порисовывает», «набрасывает фантазии карандашом», играя своими способностями».

Вместе с семьей в 1870 году Врубель переехал в Одессу и поступил в Ришельевскую гимназию. В старших классах его любимыми предметами были древние языки и история. Врубель так хорошо выучил латынь, что даже подрабатывал — давал уроки отстающим. А еще он переводил на русский сочинения древнеримских классиков.

Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина» (фрагмент). 1878./ Михаил Врубель. Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон» (фрагмент). 1890–1891.

В 1874 году Михаил Врубель с отличием окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В эти годы он увлекся философией — изучал сочинения Иммануила Канта. В университете Врубель подрабатывал частными уроками, иногда давал их даже собственным одногруппникам. Например, сыну сахарозаводчиков Папмелей. Художник Александр Иванов вспоминал: «У Папмелей Врубель жил как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф». В гостях у этой семьи он и познакомился со студентами Академии художеств, начал посещать вечерние занятия для любителей и вскоре создал несколько иллюстраций к произведениям русской классики. Самая известная из них — «Свидание Анны Карениной с сыном».

В 1879 году Михаил Врубель окончил Петербургский университет с золотой медалью. Он решил не устраиваться на работу по специальности, а начать профессионально заниматься живописью. Врубель отбыл воинскую повинность и в 24 года поступил в Академию художеств.

Павел Федотов: «рисующий офицер»

Оставил службу и занялся живописью в 29 лет

Павел Федотов. Автопортрет и другие наброски (фрагмент). 1846–1847.

Павел Федотов родился в семье отставного офицера. В детстве он не занимался рисованием с педагогами. Отец определил Федотова в Первый Московский кадетский корпус, где тот получал отличные отметки. Его имя даже написали на почетной мраморной доске в актовом зале заведения. В свободное время он рисовал карикатуры на учителей, самого себя и своих одногруппников.

Павел Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 (фрагмент). 1838.

Кадетский корпус Федотов окончил с отличием в 1832 году. После этого 10 лет он прослужил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндском полку. В свободное время Павел Федотов посещал вечерние занятия для любителей живописи в Академии художеств. Он писал сцены из полковой жизни, портреты сослуживцев, а также великого князя Михаила Павловича, который часто посещал полк. За картину «Встреча великого князя» Федотов даже получил от него бриллиантовый перстень. А вскоре он показал Михаилу Павловичу другую свою работу — «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Князю картина понравилась. Он познакомил художника с Николаем I, который повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

Павел Федотов. Вдовушка (фрагмент). 1852.

В 1844 году, в 29 лет, Павел Федотов подал прошение об отставке. Он решил стать профессиональным художником и зарабатывать творчеством. Федотов брал уроки у профессора Академии художеств Александра Заурвейда. Карл Брюллов подсказывал ему сюжеты для новых картин. А уже в 1848 году Федотов стал академиком живописи.

Василий Кандинский: ученый и юрист

Бросил юриспруденцию и решил стать художником в 30 лет

Габриель Мюнтер. Портрет Василия Кандинского (фрагмент). 1906.

Василий Кандинский получил хорошее образование: посещал классическую гимназию, брал уроки игры на фортепиано и виолончели, учился рисованию. Однако становиться художником в детстве он не планировал.

В 1885 году Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета. Он учился на кафедре политической экономии и статистики, углубленно изучал право и экономику.

Василий Кандинский. Лодки Рапалло (фрагмент). 1905.

В университете Кандинский был одним из лучших студентов. В 1892 году научный руководитель будущего художника — экономист и статистик Александр Чупров — рекомендовал оставить его на факультете для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации». В то же время Кандинский устроился на работу. Он стал директором московской типографии Товарищества И.Н. Кушнерёва, вступил в Московское юридическое общество.

Василий Кандинский. Композиция V (фрагмент). 1911.

В 1896 году Кандинского пригласили преподавать в Дерптском университете. Однако он отказался. В эти годы юрист часто посещал выставки, увлекся французским импрессионизмом и решил профессионально заняться живописью. Тогда ему было 30 лет. Кандинский вспоминал: «Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, потому что любил живопись больше всего, и бороться с этим стремлением мне было нелегко. <…> В возрасте тридцати лет мне явилась мысль — теперь или никогда».

Василий Кандинский уволился с работы, бросил университет. Чупрову он писал: «Во мне нет… важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке. А самое важное — во мне нет веры в нее. <…> И чем дальше идет время, тем все сильнее притягивает меня к себе моя старая и прежде безнадежная любовь к живописи».

С 1897 года Кандинский занимался в студии австро-венгерского живописца Антона Ажбе. Еще через три года — Василию Кандинскому было 34 года — он поступил в Мюнхенскую академию художеств.

Алексей Венецианов: землемер Лесного департамента

Стал академиком живописи в 31 год

Алексей Венецианов. Автопортрет (фрагмент). 1811.

Алексей Венецианов родился в Москве в купеческой семье. С детства его готовили к работе в торговле. Родственники Венецианова продавали цветы и семена. Рисовать будущий художник учился самостоятельно и с детства писал портреты родственников.

Образование Венецианов получил в одном из московских пансионов. Среди предметов там были основы живописи, где его научили «составлять краски, делать рамки, то есть подрамки, натягивать полотно на подрамку, прокрашивать его и просушивать, рисовать карандашом на полотне и затем отделывать красками».

Когда Алексей Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление. А вскоре перевели в Петербург, где будущий художник работал помощником землемера в Лесном департаменте. Рисовал в эти годы Венецианов мало. На работе он часто ездил в командировки, и на занятия искусством времени у него не оставалось.

Алексей Венецианов. Портрет живописца Кирилла Головачевского с тремя воспитанниками Академии (фрагмент). 1811. / Алексей Венецианов. Утро помещицы (фрагмент). 1823.

Поэтому он вновь сменил профессию: стал работать в почтовом ведомстве. В свободное время Венецианов ходил в Эрмитаж — копировал известные картины. Он писал: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как-то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». В музее Алексей Венецианов познакомился с несколькими художниками. У одного из них — портретиста Владимира Боровиковского — начал брать уроки.

В то же время Венецианов не оставлял службу. В 1809 году он вернулся на работу в Лесной департамент. А через два года «служащий при Лесном департаменте землемером» Алексей Венецианов показал в Академии художеств свой автопортрет. За него художнику присвоили звание назначенного в академики. А уже через несколько месяцев за портрет живописца Кирилла Головачевского Венецианова назначили академиком.

Николай Мещерин: промышленник, директор Даниловской мануфактуры

Впервые показал свои картины на выставке в 35 лет

Николай Мещерин. Автопортрет в зеркале (фрагмент). 1886–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Мещерин родился в богатой московской купеческой семье. Его родственникам принадлежало одно из крупнейших текстильных предприятий России — Даниловская мануфактура.

Будущий художник был старшим сыном Василия Мещерина, который основал производство. Поэтому с детства его готовили к руководству мануфактурой. Отец отдал Мещерина в Московскую практическую академию коммерческих наук, где он занимался экономикой, правом, математикой. Закончить учебу он не успел. В 1880 году Василий Мещерин умер. Возглавить предприятие пришлось сыну.

Николай Мещерин. Девушка в красной юбке (фрагмент). 1903. Музей русского импрессионизма, Москва

В 1880-х Мещерин увлекся живописью — стал посещать выставки, покупать картины, общаться с художниками. А еще он занимался фотографией, делал картины из засушенных трав и цветов.

Вскоре Мещерин передал управление мануфактурой младшему брату Михаилу и уехал в свое подмосковное имение Дугино. Там он начал учиться рисованию. Сначала с Мещериным занимался его однокурсник по Академии коммерческих наук Василий Переплетчиков, который прошел курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем он стал посещать уроки Алексея Корина, а вскоре познакомился с Исааком Левитаном и Игорем Грабарем. Они часто приезжали в Дугино и давали начинающему художнику советы.

Николай Мещерин. Осень. Капустный огород (фрагмент). 1905. Музей русского импрессионизма, Москва

В 1890-х Николай Мещерин решил стать профессиональным художником. В своем имении он даже оборудовал две мастерские — одну для себя, а вторую для гостей. В Дугине часто останавливались Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин.

Мещерин писал пейзажи, изображал природу средней полосы России. Свои картины он впервые показал на выставке Московского товарищества художников в 1899 году. Тогда ему было 35 лет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится