Шарль-Франсуа Добиньи: выдающийся французский пейзажист, примыкавший к барбизонской школе
0
807
просмотров
Шарль-Франсуа Добиньи был выдающимся французским пейзажистом XIX века. Творчество Шарля-Франсуа Добиньи тесно связано с барбизонской школой, также его по праву считают предшественником импрессионизма. Картины художника реалистично изображают ландшафты родной Франции.
Шарль-Франсуа Добиньи. Фотография художника

Шарль Добиньи много писал с натуры, основное его внимание привлекали простые сельские пейзажи. Хотя мастер верил, что личное восприятие живописца не может участвовать в отражении увиденного, его работы получались очень поэтичными.

Биография Шарля-Франсуа Добиньи

Шарль-Франсуа Добиньи, уроженец Парижа, появился на свет 15 февраля 1817 г. в творческой семье. Его отец писал пейзажи, а дядя создавал миниатюры. Элементарное художественное образование мальчик получил в родном доме, а затем стал брать уроки у Поля Делароша (Paul Delaroche) — известного живописца, работавшего в историческом жанре. Молодого Шарля привлекали работы голландских мастеров, он часами мог копировать знаменитые произведения Рейсдала (Jacob van Ruisdael) и Хоббемы (Meindert Hobbema).

Семья Добиньи жила в достатке, и молодой живописец имел возможность путешествовать. Вместе с другом он в 1835-1836 гг. посещал города Италии, где много рисовал. Тем не менее ни эта поездка, ни более поздние в Голландию, Великобританию, Испанию, особо не повлияли на содержание его творчества. Художник был рожден, чтобы воспевать в своих пейзажах родную Францию.

Шарль-Франсуа Добиньи. «Вид на Собор Парижской Богоматери и остров Сен-Луи», 1838

Вернувшись из Италии, Добиньи стал работать реставратором, позже иллюстрировал произведения Оноре де Бальзака (Honoré de Balzac), Виктора Гюго (Victor Marie Hugo), Эжена Сю (Marie Joseph Eugène Sue). А после смерти отца Шарль Добиньи полностью посвятил себя живописи.

В ранних картинах мастера прослеживались черты классицизма, но затем он начал работать в реалистическом стиле. Эту тенденцию демонстрирует его произведение «Жатва» 1851 г. Приукрашенные ранее декоративные ландшафты сменились непритязательными сельскими пейзажами.

Шарль-Франсуа Добиньи. «Жатва», 1851

Характер творчества Добиньи соответствовал принципам барбизонской школы. Художники этой группы изображали природу в естественном виде, поскольку она прекрасна сама по себе, противопоставляли ее гармонию несовершенству человеческого общества.

В конце 1850-х гг., чтобы приблизиться к природе, Шарль Добиньи соорудил лодку-мастерскую. Путешествуя на ней по рекам Сене и Уазе, он писал картины и делал зарисовки с натуры. Изображение реки стало частым мотивом его произведений.

Шарль-Франсуа Добиньи. «Запруда в Оптево», 1855

С годами Добиньи выработал своеобразную манеру письма: основным изобразительным средством для него была не четкость рисунка и его детализация, а широкие объемные мазки и тончайшие цветовые градации. Эти приемы унаследовали импрессионисты, которым мастер помогал в 1868 г. организовать экспозицию в парижском Салоне.

Своим поздним работам живописец старался придать больше монументальности и значительности. Вместе с тем они глубоко лирично воплощают очарование природы.

Шарль-Франсуа Добиньи. «Прилив в Нормандии», 1869

Шарль-Франсуа Добиньи умер в Париже 19 февраля 1878 г.

Самые известные картины Шарля-Франсуа Добиньи

Картины Шарля Добиньи выделяются изысканным колоритом, словно позаимствованным у самой природы. Произведения художника имеют схожую композицию: на двух третях холста изображено небо, которое всегда предстает в разном цвете, а одну треть занимает основной пейзаж. Среди выдающихся работ живописца можно выделить следующие:

  • «Весна» (1857) — один из лучших ранних пейзажей. В произведении художник ярко передает весеннее пробуждение природы, ощущение свежести.
  • «Утро» (1858) — работу отличает необычайная тонкость цветовых нюансов: нежные оттенки голубого в изображении водной глади и неба, розоватые лучи восходящего солнца. Говорили, что когда Добиньи был доволен своим произведением, он добавлял в пейзаж уток. В этом плане данная работа показательна.
  • «Сбор винограда» (1863) — пейзаж с его насыщенными красками оживляет присутствие трудящегося человека.
  • «Городок на Сене» (1865) — палитра картины состоит из темных красок, художник использует едва заметные переливы оттенков. За счет этого природа кажется живой, возникает ощущение мимолетности и неповторимости момента. Кажется, что пройдет несколько секунд — и тихий берег реки полностью погрузится в темноту.
  • «Деревня на берегу Уазы» (1868) — одна из лучших работ Шарля Добиньи, созданных во время его путешествий на плавучей мастерской. Зритель смотрит на берег реки словно из лодки, а ее движение повторяют утки, которые плывут друг за другом.
Шарль-Франсуа Добиньи. «Весна», 1857
Шарль-Франсуа Добиньи. «Утро», 1858
Шарль-Франсуа Добиньи. «Сбор винограда», 1863
Шарль-Франсуа Добиньи. «Городок на Сене», 1865
Шарль-Франсуа Добиньи. «Деревня на берегу Уазы», 1868

Пейзажи Шарля-Франсуа Добиньи передают неподдельную любовь к родной природе. Работы художника реалистичны, объективны и наполнены лирикой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится