Шарлотта прожила почти столетие – до последних дней оставаясь такой же храброй, решительной и оригинальной. Она застала расцвет и смерть модернизма, пережила две мировых войны, работала с Ле Корбюзье, не оставшись навек в тени гения. Ее родители работали в индустрии моды в Париже, и Шарлотта с юных лет была не чужда дизайну как таковому. В детстве ее отправляли к бабушкам и дедушкам, жившим в деревнях – простой сельский быт, суровая, но не лишенная очарования мебель, радость труда запечатлелись в ее сознании и уже в зрелости стали вдохновением для нового этапа творчества.
Ей было всего двадцать четыре, когда она, имея за плечами школу прикладного искусства, пришла устраиваться на работу в проектную фирму Ле Корбюзье, которую он организовал со своим кузеном Пьером Жаннере. Знаменитый архитектор взглянул на нее и проворчал, что они здесь не подушки вышивают, а ни на что иное женщины не годны. Шарлота ушла ни с чем. На следующий день Ле Корбюзье отправился на одну из мебельных выставок в поисках «наполнения» для своего проекта и новых идей. Внезапно, среди привычных и наскучивших вещей, он увидел интересные проекты неизвестного ему дизайнера – сталь, простота и чистота линий, уверенная геометрия… «Перриан? Кто он такой? Я хочу познакомиться с ним!». Каково же было удивление Ле Корбюзье, когда оказалось, что талантливый молодой дизайнер Перриан – та дерзкая девушка, которой он вчера отказал в приеме на работу!
А вот Пьера очаровали не только творения Шарлотты, но и она сама – энергичная, подтянутая, с короткой стрижкой и в экстравагантных самодельных бусах из подшипников... Шарлотта была признанной иконой стиля, хорошей спортсменкой, любознательной натурой и неисправимой оптимисткой. Между ней и Пьером вспыхнула настоящая страсть. Их любовный и творческий союз продлился десять лет.
Втроем они работали над проектами новой среды для современных людей. Их творения подписаны тремя фамилиями, однако, согласно мемуарам Шарлотты и сведениям из семейных архивов, именно она была создательницей той самой культовой мебели, которую много лет впоследствии связывали только с Ле Корбюзье. Сегодня справедливость восторжествовала, и многие проекты тех лет перевыпущены под именем Шарлотты Перриан. Даже те, кто никогда о ней не слышал, знают эту мебель – кресло с металлической «рамой», роскошный шезлонг (на знаменитом рекламном фото на нем возлежит сама создательница), строгие стулья и табуреты…
Шарлотта любила спорт – горные лыжи, альпинизм, долгие пешие походы. К своим прогулкам она привлекла и Пьера Жаннере. Блуждая по лесам вокруг Фонтенбло, влюбленные искали вдохновение и изобретали новые формы искусства. Они собирали композиции из найденных веточек, камушков, ракушек и костей животных, чтобы затем сфотографировать. Эту медитативную практику они набывали ар брют – за много лет до того, как этот термин был придуман заново и наделен совершенно иным смыслом.
В молодости Шарлотта прославляла металл, называя его основой современного дизайна, а тех, кто отказывается использовать новаторские технологии, считала попросту злодеями. Она обожала эту металлическую точность, четкость, силу блика, отсутствие и в то же время изысканность цвета… Но, частично в результате экспериментов с природными материалами, частично – осмысляя свой детский опыт, Шарлотта постепенно начала работать с деревом, которое большинство дизайнеров-модернистов попросту отвергали.
Несмотря на сложный характер Ле Корбюзье, их совместное творчество завершилось на дружеской ноте. Шарлотта переросла те стальные трубки и жесткие линии, которые прославили ее. Ей хотелось создавать что-то более теплое, ласкающее, делать кресла, которые, по ее же словам, «обнимают и очаровывают». Шарлотта обратилась к органическому стилю – более близкому к природе, разнообразному с точки зрения форм и материалов, более комфортному для человека. В каком-то смысле в обращении к более чувственным формам Шарлотта искала успокоение – ее мучительно тревожило распространение фашизма, и худшие ее ожидания оправдались.
В 1940 году она уехала в Токио по приглашению японского правительства – для изучения опыта азиатских ремесленников. И тут грянула Вторая Мировая война. Шарлотта не могла вернуться домой. После недолгих скитаний ей удалось осесть во Вьетнаме. Там она повстречала французского дипломата Жака Мартена и стала его женой, а потом и матерью их общей дочери Пернетт. Впоследствии Пернетт Перриан и ее муж Жак Барсак стали биографами Шарлотты и много сделали для сохранения и популяризации ее наследия.
После войны Шарлотта работала преимущественно с деревом – и потому, что ее увлекли азиатские мебельные технологии, и потому, что такая мебель была доступнее экстравагантных проектов из металла. Ей хотелось, чтобы новая, красивая, созданная с теплом и любовью мебель появилась в домах простых людей.
Самая масштабная работы Шарлотты «в свободном плавании» - горнолыжный курорт в Альпах на территории Франции. Комплекс был открыт на Рождество 1969 года, и катастрофически не хватало персонала. Шарлотта сама вызвалась помогать горничным – приводить в порядок номера, застилать кровати… К тому же ей было важно видеть, как люди обживаются внутри ее творения, как используют пространство, комфортно им или нет. Но все сомнения насчет дизайна отпали, как только Шарлотта увидела, что уезжающие гости… похищают мебель из номера!
В возрасте девяноста лет Шарлотта Перриан написала мемуары – ироничные, исполненные жизнерадостного и искрометного юмора. Пожалуй, долгая и яркая, богатая событиями и приключениями жизнь – самый главный дизайн-проект Шарлотты Перриан.