«Шестигранник»: возвращение
418
просмотров
Без малого сто лет назад на месте Парка Горького была выставка, которую смело можно назвать предшественницей ВДНХ.

 С древних времён правители строили храмы и триумфальные арки, и делали они это, возможно, не столько для сохранения своих побед в веках, сколько для того, чтобы рассказать о них своим современникам. После революции 1917 года и разрушительной гражданской войны руководители молодого советского государства понимали, что нужно предпринять что-то беспрецедентно грандиозное, чтобы весь мир, но в первую очередь все жители их собственной страны узнали об успехах и достижениях, достигнутых при новой власти. Для этого на самом высоком уровне было принято решение о проведении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Основанием для начала её строительства стал декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке» от 15 декабря 1922 года, и уже 19 августа 1923 года выставка открылась. 

Вид на Кремль и Храм Христа Спасителя с территории выставки.

 Место для выставки выбрали замечательное, с давней славной историей. На Воробьёвых горах с высокого берега Москвы-реки когда-то спускались великолепные сады усадьбы Нескучное, Горной академии, Градской и Голицынской больниц и нескольких жилых домов. К этому времени дома сгорели, и здесь образовалась огромная свалка, куда на подводах свозили мусор со всего города. Но «нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять большевики». Тем более, что выбирали место для выставки не кто-нибудь, а председатель ЦИК СССР Михаил Калинин и сам Семён Будённый. Не исключено, что решающим стало то, что отсюда открывался великолепный вид на Кремль и на ещё не снесённый храм Христа Спасителя. 

Одна из первых марок СССР «Трактор», 1923 год

Этой выставке придавалось настолько серьёзное значение, что именно ей были посвящены самые первые советские марки. За право участия в проекте соревновались самые лучшие и знаменитые архитекторы, художники и скульпторы, которые стремились использовать свои навыки и таланты, практически не востребованные в первые послереволюционные годы. В результате в создании выставки приняли участие поистине легендарные личности. Главным архитектором стал Алексей Щусев, его заместителем — Вячеслав Олтаржевский, Фёдор Шехтель проектировал павильон Туркестана, Константин Мельников — павильон «Махорка», а за скульптуры и оформление отвечали Николай Андреев, Иван Шадр, Иван Ефимов, Сергей Конёнков, Владимир Щуко и Вера Мухина.

Внутренний двор павильона «Машины и орудия».

Всего было построено 225 павильонов. Предполагалось, что они будут временными, и поэтому сооружали их из дерева. Но один из павильонов сохранился, потому что его каркас в отличие от всех остальных был сделан из монолитного железобетона. Это произошло потому, что сам каркас тоже являлся частью экспозиции, ведь именно так свою продукцию решил представить Главметалл — Главное управление металлической промышленности. Павильон «Машины и орудия», часть отдела «Машиностроение», стал самым популярным на выставке, не только потому, что в нём изумлённые зрители смогли увидеть первые советские тракторы, один из которых изображён на марке. Воображение посетителей поражало его новаторское и авангардное архитектурное решение. При сооружении павильона возникли проблемы, и для постройки огромного здания на зыбкой болотистой почве пришлось делать сложный бетонный фундамент. Несмотря на это, стройка была закончена в рекордные полтора месяца. Над проектом павильона работали архитекторы Иван Жолтовский, Виктор Кокорин и Михаилом Парусников.

Сегодня этот павильон, вернее, то, что от него осталось, известен под названием «Шестигранника», хотя первоначально именно так в проектной документации и публикациях тех лет назывался корпус Главного павильона ВСХВ. Позже это название ошибочно, но прочно закрепилось за павильоном «Машиностроение». В этом нет ничего удивительного, потому что план здания похож на шестилепестковый цветок: шесть одинаковых прямоугольных корпусов окружают внутренний двор. Но поэтические образы не были созвучны тому времени, и все дружно увидели в нем стилизованную шестерёнку, символ будущей индустриализации. Шестигранник, шестерёнка — можно легко перепутать. Деревянные конструкции со временем обветшали и были снесены, а павильон «Машиностроение» продолжил жить под названием «Шестигранник», менялось лишь его предназначение.

«Шестигранник» на плане Парка имени Горького, 1930-е гг.

 Какое-то время в павильоне продолжалась выставочная деятельность. В 1925 году в нем разместилась часть Первой советской автомобильной выставки, а в 1929-м проходила выставка картин и скульптуры Общества московских художников. После того, как было принято решение об устройстве на территории бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание павильона было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три из шести корпусов были отделены от внутреннего двора лёгкими стенами, в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны между корпусами были встроены туалеты. Первоначально, так же, как и сам Парк культуры и отдыха, столовая функционировала только в летнее время. Но уже в конце 1930-х гг., когда ЦПКиО стал первым парком с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь перестроена. Все корпуса бывшего павильона «Машиностроение» были обстроены кирпичными стенами и приспособлены для круглогодичной работы.

В начале 1960-х гг. часть здания была переоборудована под цех по производству лимонада, а в последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе, ресторан, дискотеку и другие подсобные помещения, пока после нескольких пожаров не забросили совсем.

«Шестигранник», 2018 год, Аэросъемка.

 В 1999 году Правительство Москвы приняло павильон под государственную охрану как памятник садово-паркового искусства ЦПКиО им. A. M. Горького и как единственный сохранившийся на его территории павильон первой сельскохозяйственной выставки 1923 года. Но и после этого долгие годы «Шестигранник» так и продолжал бесславно существовать в виде руин, пока в 2012 году на территории парка имени Горького не прописался Музей современного искусства «Гараж». Одна из концепций институции, основанной в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, — освоение новых физических пространств, чтобы в них на современных принципах создать новый тип музея, удовлетворяющий потребности в доступности и открытости для каждого.

В активе у «Гаража» — восстановление и реконструкция в Парке Горького заброшенного на протяжении двадцати лет ресторана «Времена года», построенного в 1960-е гг. по проекту Виктора Виноградского. Сегодня интерьер кафе Музея украшает мебель советской эпохи, сохранены лестничные пролёты и кирпично-мозаичные стены здания и восстановлена мозаика с изображением рыжей девушки, которая стала одним из символов Музея.

22 ноября стало известно о том, что в ближайшие пять лет Музей «Гараж» ощутимо изменит свои физические границы и одним из наиболее значимых этапов этого процесса станет реконструкция павильона «Шестигранник» по проекту японского архитектурного бюро SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) — лауреатов Притцкеровской премии (2010).

Проекты реконструкции «Шестигранника».

 Планируется, что в «Шестиграннике» расположатся три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), а также библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная площадь пространства составит 9500 кв. км.

При сохранении предмета охраны «Шестигранника» (объёмно-пространственного решения, местоположения, материалов колонн и расположения чаши фонтана), уточняется и расширяется архитектурная программа. В каждом здании, где располагался Музей (и в Бахметьевском гараже, и в павильоне «Времена года»), открылась новая глава переосмысления памятников архитектуры, смены их функции и, в конечном итоге, их возвращения из руин в актуальный контекст. Через какое-то время и «Шестигранник» даст старт новым выставкам и демонстрации самых разных художественных практик, в том числе для перформативных и междисциплинарных проектов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится