Смех сквозь слезы: досадные примеры реставраций, после которых шедевры просто не узнать
813
просмотров
Не зря к историческим памятникам архитектуры или произведениям изобразительного искусства не применим термин ремонт, эти шедевры подлежат лишь бережной и грамотной реставрации. Хотя и в этой сфере случаются досадные промахи, которые кроме как порчей достопримечательностей и вандализмом назвать нельзя.

Несмотря на то, что от самой вредительской реставрации человечества, приведшей чуть ли не полному разрушению Парфенона, прошла уже сотня лет, бездарные попытки современных «специалистов» восстановить или просто очистить от вековой пыли мировые шедевры приносят свои жуткие плоды, превращая их в настоящее посмешище.

1. Испуганные древнеримские мозаики II века из Археологического музея провинции Хатай (Турция)

1. Испуганные древнеримские мозаики II века из Археологического музея провинции Хатай (Турция) Вот так теперь выглядят бесценные мозаики, которые безвозвратно испортили горе-реставраторы

Турция с гордостью может похвастаться античными шедеврами, которые достались ей по наследству. На ее территории разнообразие и количество мировых ценностей действительно зашкаливает, но это в свою очередь обязывает страну не просто беречь наследие, но и время от времени проводить реставрационные работы. Так, например, безжалостное время привело к частичному разрушению уникальных древнеримских мозаик, датируемых II в. н.э., которые хранятся в Археологическом музее в провинции Хатай. Чтобы сохранить ценную коллекцию, равной которой нет в целом мире, в 2015 г. турки решились на реставрацию. В итоге 10 бесценных экземпляров были безвозвратно испорчены, потому что горе-мастера исказили их до неузнаваемости.

И эта девушка явно испугалась своего преображения, случившегося спустя 18 столетий

«Бесценные шедевры римского искусства были уничтожены, — сетовал в интервью турецкий эксперт Мехмет Даскапан. — Они превратились в карикатуру на самих себя, потеряли свою оригинальность, изображения были искажены». Да уж, с искусствоведом сложно не согласиться, ведь большинство образов действительно пугают выпученными глазами и жуткими гримасами.

2. Обалдевший бог Меркурий на фасаде Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова (Москва)

2. Обалдевший бог Меркурий на фасаде Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова (Москва) Маска бога Меркурия была полностью разрушена, поэтому производились реставрационные работы.

Начиная с 1899—1903 гг. улицу Мясницкую, что в самом центре Москвы, украшает прекрасный дом, который спроектировал выдающийся архитектор Федор Шехтель. Его помпезный фасад украшен гипсовым декором, среди которого можно разглядеть маски бога Меркурия. Прошло время и здание Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова, для которого вся эта красота и возводилась, поизносилось. Особенно пострадала одна гипсовая маска покровителя торговли и прибыли, которую все в том же злосчастном 2015 г. решили привести в порядок, тем более что приближался День города.

Вот, во что превратился привлекательный юноша после вмешательства современных «мастеров».

Но что-то пошло не так. Или реставратор был обижен на покровителя обогащения, или попросту не имел соответствующей квалификации, но Меркурий из привлекательного утонченного юноши превратился в нечто удивленное и странное. Выпадающие из орбит глаза, удлинившийся нос, выросшие усы – все это вызвало бурю негодования не только у искусствоведов, но и рядовых москвичей. В итоге чиновникам департамента Культурного наследия ничего не оставалось, как пообещать исправить ситуацию, а то Шехтель точно перевернется в гробу.

3. Постаревшая Дева Мария из картины «Непорочное зачатие» художника эпохи барокко Бартоломе Эстебана Мурильо (копия)

3. Постаревшая Дева Мария из картины «Непорочное зачатие» художника эпохи барокко Бартоломе Эстебана Мурильо (копия) Кто не восторгался красотой Девы Марии, изображенной барочным художником Бартоломе Эстебана Мурильо на картине «Непорочное зачатие»?

Это же какими «бессметными» нужно быть, чтобы без страха и совести испортить одну из лучших копий картины эпохи барокко, да еще из частной коллекции. Совсем недавно эта вандальная реставрация погубила картину, причем безвозвратно, ведь вместо ангельского личика Девы Марии миру предстала дама за ..., да еще страдающая косоглазием и с экземой на щеке. За чистку полотна взялся обычный мебельщик, который потребовал еще и вознаграждение от частного коллекционера из Валенсии 1,4 тыс. дол. После первой неудачной попытки восстановить первозданный вид последовала следующая, которая и вовсе уничтожила всю красоту и очарование картины.

Слева оригинал. Справа - две попытки «восстановить» красоту Девы Марии, созданную Бартоломе Эстебана Мурильо.

Такой вандализм заставил специалистов по охране памятников исторического наследия, а также представителей испанской профессиональной Ассоциации реставраторов и консерваторов (Acre) поднять вопрос о введении закона, запрещающего проводить реставрационные работы лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Тем более, что еще свеж в памяти и вовсе кощунственный случай, превращения фрески с изображением Иисуса Христа в пушистое чудище, больше похожее на снежного человека. Но об этом в следующей истории.

4. «Пушистый Иисус» на фреске «Ecce Homo» («Се человек») художника Элиаса Гарсиа Мартинеса

4. «Пушистый Иисус» на фреске «Ecce Homo» («Се человек») художника Элиаса Гарсиа Мартинеса Теперь вместо Иисуса Христа в терновом венце на прихожан смотрит «Пушистый Иисус», больше похожий на снежного человека.

Не все произведения становятся шедеврами, хотя и украшают стены домов или храмов, но бывают случаи, когда после чудовищной реставрации они превращаются в мировые достопримечательности, к которым устремляются толпы туристов. Такой казус произошел с фреской «Ecce Homo» («Се человек») малоизвестного художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которая была написана в 1910 г. в храме города Борха в Испании. На ней изображен Иисус в терновом венке. За 100 лет пребывания в храме фреска начала трескаться, и штукатурка вместе с изображением - разрушаться.

Автор реконструкции Сесилия Хименес и туристы, приехавшие в город на фотосессию возле фрески «Ecce Mono».

Этот процесс настолько огорчал местную жительницу, пожилую прихожанку Сесилию Хименес, что она убедила священника разрешить ей провести восстановление Иисуса. Ничего не подозревавший настоятель позволил даме заняться реставрационными работа, о чем 100 раз пожалел впоследствии. Женщина представления не имела, как работать с краской на штукатурке, и никакого художественного образования или хотя бы навыков у нее тоже не было. В итоге Святой лик превратился в милую, пушистую... обезьянку, которую вмиг окрестили «Ecce Mono» («Се обезьянка») и она теперь красуется в церкви вместо фрески «Ecce Homo».

Теперь весь мир насмехается и рисует карикатуры

Как бы ужасно это «преображение» не выглядело, на самом деле такая известность оказалась на руку местным жителям и приходу, ведь любители неординарных явлений ринулись толпой в этот ничем не приметный городок, и теперь он на подъеме. У людей есть работа, церковь стала достопримечательностью, о которой говорит весь мир, туристы оставляют щедрые пожертвования. Ну а «Пушистый Иисус» стал персонажем карикатур и фотожаб.

5. Опухшие уродцы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

5. Опухшие уродцы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге Только одна статуя сохранила отдаленную схожесть с оригиналом, ну а остальные просто опухли и расплылись. |

Нешуточный скандал разгорелся после очередных реставрационных работ главного здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В поле зрения общественности и гостей Северной столицы попали изуродованные до неузнаваемости скульптуры центральной башни, созданные в 1823 г. представителями классической школы Пименова, Демут-Малиновского и Щедрина. За столь длительный период пребывания на здании изваяния потеряли свою привлекательность, поэтому периодически проходили реставрационное обновление.

«Красавцы» из фасада Адмиралтейства вполне устраивают чиновников, хотя искусствоведы требуют вернуть им прежний вид.

А после последнего восстановления скульптуры стало совсем не узнать. Теперь с высоты центральной башни на прохожих и высшие чины Адмиралтейства глядят опухшие уродцы, никакого отношения не имеющие ни к классицизму, ни к какому-либо другому стилю искусства.

Подтвержденный факт: Из 28 античных фигур лишь одна сохранила приближенный к первоначальному вид, остальные же потеряли не только изящество форм, но и гендерную принадлежность, да и вообще хоть какую-нибудь схожесть с аллегорическими скульптурами, созданными авторами. И самое страшное, что подобное издевательство вполне устраивает городских чиновников, которые ничего страшного не видят в такой интерпретации классических форм и новой реставрации не планируют.

6. Перекошенная нимфа из доходного дома Бадаева в Санкт-Петербурге

6. Перекошенная нимфа из доходного дома Бадаева в Санкт-Петербурге Лепной декор на здании доходного дома Бадаева в Санкт-Петербурге тоже под угрозой.

Несчастный Меркурий на Торговом доме Кузнецова в Москве - не единственное изуродованное божество. В Петербурге такая же неприятность произошла и с лепной нимфой музыки на доходном доме Бадаева, построенном в начале XX века. Поскольку здание возводилось в типичном для Северной столицы стиле модерн, то не удивительно, что на его фасаде красуется масса декора и разнообразного архитектурного излишества. Естественно, этим украшениям время от времени требуется реставрация, и одна из последних оказалась губительной для нимфы, которая из изящной девушки превратилась в «степную бабу» (так ее окрестили острословы).

Радует, что потеряла половую принадлежность и лицо лишь одна прекрасная дева, а не вся компания красавиц.

Хотя, если приглядеться к перекошенной физиономии, то она больше похожа на прикорнувшего мужичка (после десятой рюмочки) на плече чудом уцелевшей прелестницы. Такая несостыковка стилей и образов возмущает активистов и искусствоведов, а вот чиновники только пожимают плечами и обещают исправить вопиющую оплошность.

7. Веселые картинки вместо древней фрески в храмовом комплексе Юнчжи и разноцветный тысячелетний Будда (Китай)

7. Веселые картинки вместо древней фрески в храмовом комплексе Юнчжи и разноцветный тысячелетний Будда (Китай) Многовековая фреска в храмовом комплексе Юнчжи превратилась в мультяшных героев

Горе-реставраторы имеются не только в Европе или России, китайские достопримечательности тоже изрядно пострадали от их неумелых и даже вредительских действий. Муниципальные власти района Чаоян решили сэкономить на реставрации храмового комплекса Юнчжи и пригласили на восстановительные работы фресок не пойми кого. В итоге, оригинальные фрески эпохи династии Цин превратились в яркие, при этом еще и неряшливые картинки из мультфильма, ничего общего не имеющие с изображением фрагментов буддийских легенд. Когда посетители увидели это чудовищное преобразование, исполнителей «шедевров» тотчас же уволили, а вот руководитель районной партийной ячейки получил строгий выговор за «порчу религиозных объектов». Несмотря на принятые меры, эти произведения искусства уже потеряны навсегда, ведь новая краска уже точно уничтожила первоначальный рисунок и его не восстановить даже профессионалам.

Это кем надо быть, чтобы испортить древнюю статую до такой степени?

Не меньше пострадала и статуя Будды, что на юго-западе Китая. Тысячелетнюю реликвию вместо реставрации взяли и раскрасили яркими красками, а вместо ореола божества вокруг головы изобразили разноцветный леденец. Эта карикатура оскорбила и возмутила не только буддистов и специалистов, но и весь мир, ведь неравнодушные люди сокрушаются, что священная фигура выглядит так, как будто она принадлежит к району Красных фонарей.

8. Дева Мария с младенцем с головой инопланетянина в городе Садбери (Канада)

8. Дева Мария с младенцем с головой инопланетянина в городе Садбери (Канада) От такого кощунства вздрогнуло сердце даже вандала.

Как ни странно, но в Канаде тоже разгуливают вандалы, и вот в один ужасный день, кто-то отбил голову у статуи младенца Иисуса, находящегося радом со скульптурой Девы Марии, и унес с собой. Это произошло на одной из аллей города Садбери. Естественно, после надругательства над статуей городские власти принялись за восстановление. Эту работу вызвалась выполнить художница Хизер Уайз. Но то, что предстало перед взором жителей после реставрации, просто шокировало и ужаснуло, ведь они увидели нечто, больше похожее на существо из «Чужого» или голову Йоды – одного из главных персонажей «Звездных войн».

В таком обличье младенец Иисус вызывал лишь ужас и негодование.

И самое непостижимое, что это оскорбило не только добропорядочных горожан. Как оказалось, пришел в негодование даже вор-вандал, который унес ангелоподобную голову младенца. Его сердце не выдержало такого надругательства, и он… вернул ее обратно. После счастливого возвращения головы, статую младенца незамедлительно восстановили, но забыть то чудовище народ до сих пор не может.

9. Еще несколько непостижимых просчетов горе-реставраторов, погубивших мировые достопримечательности

9. Еще несколько непостижимых просчетов горе-реставраторов, погубивших мировые достопримечательности Вот как профессиональные британские реставраторы почистили картину Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (Лувр).
Кто из вас узнал в этом изуродованном «инъекциями ботокса» лицо Вождя революции? А рука чья? (Краснодарский край).
Византийская крепость Ocakli Ada Kalesi I–II вв. наглым образом превратилась в Губку Боба Квадратные Штаны (Турция).
Некогда грозная крепость Матрера (El castillo de Matrera) IX в. шлет сердечные приветы на фоне современной бетонной стены (Испания).
Вместо декоммунизации – демонизация: бегущие пионеры вскоре превратятся в странные существа неопределенного возраста (памятник Дружба, Запорожье)
Обновленный взгляд Агнца Божьего испугал даже экспертов, хотя от суммы в 2,4 млн дол., ушедшей на реставрацию, глаза и не такие станут (Ян и Губерт ван Эйк – Гентский алтарь, 1432 г.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится