Заветы Сократа
Сценарии супружеской ссоры неизменны с глубокой древности до современности. Из античной мифологии достаточно вспомнить размолвки Геры (Юноны) и Зевса (Юпитера): жена недовольна изменами мужа — мужу не по нраву ревность жены. Знакомая история, правда? Однажды грозный глава Олимпийского пантеона в запале гнева сковал руки Геры золотой цепью, привязал к ногам две наковальни — и подвесил строптивицу меж сияньем эфира и облаками.
Однако тем же богам приходилось постоянно мирить простых смертных. За восстановлением супружеского согласия древние римляне отправлялись в храм Юноны Мужеумиротворяющей на Палатинском холме. Там они высказывали взаимные претензии статуе хранительницы семейного очага — и Юнона помогала! Жена с мужем покидали храм, очищенные от гнева.
Славу самой скандальной из всех жен снискала Ксантиппа — супруга Сократа, которая бесконечно изводила его руганью и придирками. По дому философа летали сандалии, кувшины и даже столы. Один раз Ксантиппа вылила на голову Сократу ведро помоев, другой раз в ярости разорвала на нем плащ прямо посреди рыночной площади. Имя Ксантиппы вошло в историю как нарицательное для злобных женушек.
«Почему ты не прогонишь эту женщину? Зачем ты вообще на ней женился?» — с изумлением спрашивали друзья Сократа. «Желая научиться искусству жить с людьми, я женился на Ксантиппе. Я рассудил, что если вынесу ее нрав, то буду ладить с людьми всяких характеров», — смиренно отвечал Сократ.
Великая борьба полов
Известный с позднего Средневековья бытовой сюжет — «битва за штаны» (англ. Battle for pants; Who wears the breeches) — описывал супружеские распри и борьбу за господство в браке. Элемент мужского костюма символизировал порочное стремление женщины верховодить в семье. Женское самоуправство отражено в немецкой идиоме «Sie hat die Hosen an» (Она в штанах). Израэль ван Мекенем изобразил сатирическую сценку, в которой жена заставляет мужа-подкаблучника мотать пряжу и колотит его прялкой под наблюдением ликующего дьявола. Некое подобие штанов валяется на земле, дожидаясь победителя. Работа нидерландского гравера Николааса Бре высмеивает злонравную женушку, что таскает мужа за волосы и отнимает его брюки.
В средневековом германском законодательстве семейные конфликты могли быть официально улажены с помощью судебного поединка между супругами. В Германии выходили фехтбухи — иллюстрированные гравюрами руководства по ведению таких поединков. Немецкий фехтбук Ганса Тальхоффера представляет мужчину стоящим по пояс в яме, с привязанной к туловищу одной рукой — дабы обеспечить силовое равенство. Женщина орудует длинным боевым чулком с увесистой каменюкой. В распоряжении мужа три деревянных жезла против жениных трех камней. Согласно правилам, касание мужчиной края ямы отнимало у него один жезл, а удар в момент передачи жезла судьям лишал женщину одного «чулка». Высокие отношения, неслабая во всех смыслах семейка.
Не менее популярным с конца XVI века был мотив супружеской войны в европейской комедии. Этот мотив раскрывался то как природная борьба полов, то как статусно-ролевая конкуренция, то как несочетаемость психотипов. И снова женщины на передовой линии фронта. Вечно актуальное «Укрощение строптивой» Шекспира и его ироническое продолжение «Награда женщине» Флетчера, гротескная «Ветреница» Шерли и назидательная «Деревенская жена» Уичерли, фарсовые «Заговор жен» Ванбру и «Добрячок» Голдсмита, «Последняя ставка женщин» Колли Сиббера… И, конечно же, «Школа злословия» Шеридана!
Ссора в красках
Семейный разлад любили изображать не только писатели, но и художники. Особо преуспели в этом англичане, достаточно назвать цикл сатирических картин Уильяма Хогарта «Модный брак» (1743−1745), триптих Августа Леопольда Эгга «Прошлое и Настоящее» (1859), серию полотен Уильяма Ордчардсона о недостатках брака по расчету (1859−1887).
Традиционно супружеские ссоры начинались после медового месяца, знаменуя переход от поэзии страсти к прозе жизни. Этот грустный момент в разных вариациях запечатлен на многих живописных полотнах.
В русской живописи позапрошлого столетия, пожалуй, наиболее известны работы Николая Неврева «Увещевание» (священник уговаривает помириться повздоривших супругов) и Константина Савицкого «Не сошлись характером» (жена демонстрирует глубокую обиду).
От вонки до сбяги
Не менее эпичны, чем в привилегированных сословиях, были супружеские разногласия в простонародье. Если в других сословиях практиковались различные формы посредничества в примирении супругов, то в крестьянской общине было ограничение на вмешательство в семейные дела. Стороннее улаживание супружеских конфликтов обычно осуждалось.
К сельскому сходу обращались в основном при семейных разделах. Это отражено в пословицах: никто не судья в чужом дому; муж с женой бранится, да под одну шубу ложится; муж с женой ругайся, а третий не мешайся.
От супружеского разлада недалеко до вражды других членов семьи. Свекрови сживают со свету невесток, мачехи гнобят падчериц, зятья не ладят с тещами, грызутся снохи, воюют свояченицы… Здесь что ни пословица — то хлесткая характеристика: золовка — колотовка; сваха — неряха; зять в дом — иконы вон; невестка невестке — полоса мяса; родня — собачья глодня.
В разновидностях семейных размолвок можно убедиться на примере семейных традиций белорусских крестьян XIX века. Любопытны уже одни названия семейных неурядиц: сбяги, прочки, вонки, уходалы… Вонка — кратковременный уход (обычно женщиной) из дома в разгар ссоры. Прочка — временное удаление кого-то из членов семьи до окончания конфликта. Сбяги — чье-либо длительное отсутствие дома в результате раздора, вплоть до окончательного оставления семьи.
Пути к примирению
Впрочем, отрадно, что по классической схеме за ссорой должно следовать примирение. Среди самых популярных способов всех времен и народов — задаривание обиженной стороны. В немецком разговорном есть даже особое понятие Drachenfutter (букв. «корм дракона») — подарки виноватого мужа с целью вернуть расположение жены.
Издревле практиковались и магические способы улаживания семейных отношений. Жена собачится с мужем — деревенский колдун подает ей «наговорной водицы» и пресекает раздор, как только вода попадает в рот. По легенде, один крестьянин придумал оригинальную воспитательную меру: едва только жена принималась браниться — он заставлял ее набирать в рот отвар водосбора (аквилегии), чтобы молчала. Отсюда народное французское название этого растения — «трава сварливой бабы».
И, конечно же, во все времена предпринимались попытки постичь саму природу ссоры, её истоки и механизмы. Ведь супружеские распри — всего лишь одна из глав в мировом эпосе злоречия. Зачатки психоанализа демонстрирует гравюра французского мастера Абрахама Босса, символически изображая нисходящую иерархию семейной ссоры. Жена лупит мужа в присутствии любовника, дочка колотит брата, а курица клюет петуха.
Как видим, зачинщица вновь женщина. Правку традиционного представления о ссоре вносит Франсуа де Ларошфуко в своих знаменитых «Максимах»: «Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне». Это утверждение справедливо и спустя 350 лет.