Антонио Страдивари – быть может самый известный мастер смычковых инструментов в мире. Именно его фамилия всегда на слуху. В свое время был бесплатным учеником не менее легендарного мастера Николо Амати, который также занимался изготовлением музыкальных инструментов. Вспоминая старый хороший анекдот про нового русского, который утверждал, что: «это для л*хов Страдивари делал скрипки, а для пацанов – барабаны», - нельзя не отметить, что итальянский мастер действительно изготавливал не только скрипки. Страдивари также собирал арфы, виолончели и альты. До наших дней сохранилось не менее 1150 единиц музыкальных инструментов его руки.
Конечно же, наибольшей известностью в наше время обладают именно скрипки Антонио Страдивари. К настоящему моменту в мире имеется около 450 скрипок мастера. Ценят их не только за редкость, но еще и за уникальное звучание. Долгое время считалось, что секрет скрипок заключается в том, что итальянский умелец делал их из цельного куска дерева и покрывал каким-то особым лаком.
Выяснить подлинную тайну Страдивари помогла томография и современная химия. Ученые изучили несколько сотен скрипок умельца и выяснили, что никакого чудо-лака для защиты своих изделий Антонио на самом деле не использовал. Лак на скрипках абсолютно обычный и не очень дорогой (даже по меркам XVIII века) – это вполне тривиальная льняная олифа. Точно такая же использовалась абсолютно всеми мастерами музыкальных инструментов. Более того, олифа применялась еще и в производстве деревянной мебели того времени.
Никакого воздействия на звук олифа не оказывает, другое дело окислитель, которым пропитано все дерево. Данный реагент использовался Страдивари аккурат для защиты дерева от паразитов, в первую очередь от древесных жучков. Он же оказал некоторое влияние на звук.
Куда сильнее на звучание повлиял второй фактор, который удалось выявить благодаря томографии. На самом деле скрипки мастера делались вовсе не из одного цельного куска дерева. Более того, для верхней и нижней части скрипки применялись древесные породы разных сортов. Как правило, итальянский умелец брал клен для низа инструмента и ель для верха. Уникальное звучание скрипок обуславливается по большей части верхней декой, сделанной из ели. Суть в том, что ель, которая использовалась при производстве скрипок в XVIII веке оказалась не самой обычной.
Дело в том, что с середины XVII по первую половину XVIII века в Европе произошло очередное мощное климатическое колебание. В Старом свете стало заметно холоднее, в результате чего кольца на выросших в те годы елях оказались намного уже, чем обычно. Деревья того периода вышли более плотными. Именно эта плотность древесных волокон и стала естественным резонатором на старинных скрипках.
И хотя подлинный секрет Страдивари был открыт уже достаточно давно, ничего подобного сделать пока не получилось. Очевидно, навыки итальянских мастеров, которые передавались от наставника к ученику поколениями, а также вкладываемая в работу душа имели все-таки не последнее значение.
В продолжение темы стоит почитать про то, что делали в Российской Империи для того, чтобы ссыльный не мог сбежать.