В чем секрет картины «Поцелуй» Густава Климта?
0
967
просмотров
Самая популярная работа Густава Климта как метафора его понимания мироздания.

Густав Климт за свою многолетнюю карьеру написал десятки великолепных пейзажей. Однако же не они принесли ему славу, а несколько полотен, для создания которых художник, помимо классических живописных материалов, использовал сусальное золото, серебро и бронзу. На одних картинах драгоценным блеском сияет весь холст, на других с помощью металла сделаны акценты на деталях одежды или украшений.

Идея писать подобно византийским мозаикам появилась у Климта после визита Сан-Витале в Равенне. Там находятся знаменитые на весь мир мозаики. Полотна, созданные под впечатлением от культурного наследия Византии, впоследствии будут объединены под условным названием «золотой период». Византийские образы интересовали Климта не только богатством красок и сиянием, но также устойчивыми, вековыми формами.

Мозаика в базилике Сан-Витале.
Мозаика в базилике Сан-Витале.

Кульминацией «золотого периода» считается картина «Поцелуй» — пожалуй, сегодня это самое известное полотно живописца. Две фигуры символически слиты и обращены в золотую бездну совершенства — эта аллегория представляет мистический союз духовной и эротической любви, слияние личности с вечным космосом. Обилие золота придаёт картине трансцендентный эффект.

«Поцелуй».

Глубоко интимный момент пара переживает под покровом, узор которого символически передаёт их связь с космосом. Доминирующая мужская сила обозначена крупными чёрными и серыми блоками; мягкая женская — органическими завитками, аналогичные которым мы встречаем на полотне Климта «Древо жизни». Очевидны также параллели и с другими, более ранними работами художника — «Бетховенский фриз» и «Водяные змеи».

«Бетховенский фриз», фрагмент.
«Бетховенский фриз», фрагмент.
«Бетховенский фриз», фрагмент.
«Бетховенский фриз», фрагмент.
«Водяные змеи».

Очевидно, что мужчина — это сам Климт. На сохранившихся фотографиях он предстаёт как коренастый мужчина, почти перманентно одетый в рабочий балахон, что в целом очень похоже на образ на полотне. Для женщины, предположительно, позировала Эмили Флёге, хотя ряд искусствоведов полагает, что моделью была дама, известная как «рыжая Хильда» — та, что позировала для «Женщины с боа из перьев» и «Данаи».

Густав Климт.
Портрет Эмили Флёге кисти Климта.
«Даная».

Флёге был яркой фигурой венской богемы, занималась дизайном и шила одежду. Она была музой и партнёром Климта. С 1891 года он рисовал её на многих своих картинах. Вместе они неоднократно проводили время на озере Аттерзее в период с 1910-го по 1916 год.

Вена купила «Поцелуй» за 25 тыс. крон ещё до того, как полотно было завершено. Уплаченная сумма в несколько раз превышала то, что давали за любую картину, когда-либо ранее проданную в городе.

Публика впервые увидела «Поцелуй» ​​в 1908 году на художественной выставке в Вене, правда, тогда он назывался иначе — Liebespaar (то есть «Любовники»). Чувственный провокационный «Поцелуй» не мог оставить публику равнодушной. Пока одни восхищались им, других критиковали, называя либо порнографическим (хотя герои одеты), либо кощунственным (из-за эксплуатации иконной традиции живописи золотом).

Ряд исследователей предполагают, что сюжет картины отсылает нас к «Метаморфозам» Овидия и представляет момент, когда Аполлон целует Дафну. Другие же утверждают, что Климт изобразил историю об Орфее и Эвридике, в частности, то мгновение, когда Орфей оборачивается, чтобы приласкать любимую и… навсегда потерять её.

Почему же «Поцелуй» Климта так популярен? Возможно, секрет успеха кроется в идее бесконечной любви и эротического счастья, заключённых в завораживающей ауре золота. Сам художник утверждал, что любовь лежит в основе человеческого существования.

«Золотой период»

Помимо «Поцелуя» с использованием сусального золота и серебра было написано ещё несколько полотен. Считается, что первой в «золотом периоде» была создана «Афина-Паллада». На полотне предстаёт греческая богиня. Она одета в доспехи, её поза вызывающая. В этой работе ещё очевидно влияние классической школы. Тем не менее мы уже видим элементы, которые в дальнейшем составят «почерк» Климта: смелое использование золота, декоративность, характерные узоры.

«Афина-Паллада».

Другим ранним примером этого периода является «Юдифь I». Картина представляет собой женский портрет библейского персонажа: согласно священной книге, Юдифь соблазнила ассирийского полководца Олоферна, захватившего её родную Иудею, а затем убила. Лик беспощадной искусительницы представлен в форме почти что иконы: сжатые рамки, золотое обрамление, вытянутая фигура. Юдифь, с одной стороны, святая, с другой, — блудница.

«Юдифь I».

Пожалуй, из всего «золотого цикла» самым драгоценным в прямом смысле этого слова стал портрет Адели Блох-Бауэр. К Климту как успешному художнику и видной фигуре современного искусства Вены часто обращались с заказами представители высшего сословия. К числу таких заказчиков принадлежали и Блох-Бауэры. Банальный портрет жены еврейского бизнесмена Фердинанда Блох-Бауэра Климт возвёл в статус византийской мозаики, почти что иконы. Людвиг Хевеши заявил, что портрет выглядел как «гибрид живописи и ремёсел, созданный с усердием ювелира».

«Адель Блох-Бауэр I».

Её прозвали австрийской «Моной Лизой». Сама Адель умерла от менингита в 1925 году. Картина осталась в семье её супруга. Полотно было позднее конфисковано нацистами, но после войны попало в коллекцию венского Бельведера и находилось там до 2006 года, пока не было возвращено законной владелице, племяннице Адель Марии Альтманн.

«Юдифь II».

Климт отказался от золота примерно в 1911 году. Вместо этого он начал включать в свои композиции замысловатые плоскости калейдоскопического цвета, кульминацией которых стали узоры, напоминающие тканые гобелены или инкрустации.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится