![Все оттенки «Большой волны в Канагаве» Хокусая](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-11/28/vse-ottenki-bolshoy-volny-v-kanagave-hokusaya_1638050827-b.jpg)
Первыми в Европе японские гравюры увидели покупатели фарфора, который привозили голландцы из Страны восходящего солнца. Дело в том, что отпечатки использовались в том числе и для обёртки изделий. Позднее, в 1867 году, на Международной выставке в Париже выставили работы Хокусая. Это было первое знакомство массовой европейской аудитории с японской культурой. Очевидно, то была любовь с первого взгляда — за выставкой последовало повальное увлечение всем японским.
В каком-то смысле Хокусай является отцом-основателем современного западного искусства. Клод Моне, Эдуард Мане, Тулуз Лотрек, Винсент ван Гог и многие другие переняли некоторые элементы восточной живописной традиции. Например, отказ от теней, отчего изображение теряло объём; серийность; природные мотивы Азии. Форма, линия и штрих подчинены общему замыслу.
Клод Моне купил серию работ Хокусая и разместил их в своём доме в Живерни. Под впечатлением от японского искусства французский живописец распорядился разбить сад на воде и построить мост через пруд с лилиями. В поздние годы творчества Моне писал только там.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-1-1638050827.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-2-1638050827.jpg)
Япония периода Эдо
Япония с середины 17-го века считалась закрытой страной. (Хотя в 1540—1630-х годах у страны были обширные связи с различными государствами, в том числе с Испанией, Португалией и Великобританией; японские посольства отправлялись в Рим, где встречались с понтификом.) Однако нескольким государствам всё же было позволено приезжать на острова и вести торговлю. Речь идёт о Корее, с которой у Японии даже были официальные дипломатические отношения; о Китае, с которым хотя и не было официальных дипсвязей, но велась активная торговля; о Нидерландах, чьи купцы не пытались совмещать торговые дела с миссионерством.
Голландцам разрешалось жить только в Нанкине — крупнейшем портовом городе, который называли воротами страны. Европейцы привозили диковинные товары, на которые были падки местные горожане. В числе таких редкостей был искусственный пигмент прусский (в другой традиции берлинский) синий. Именно его использовал Хокусай при создании «Большой волны в Канагаве».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-4-1638050827.jpg)
Один из 36 видов
«Большая волна в Канагаве» создавалась как часть цикла «Тридцать шесть видов на гору Фудзи» (1830−1832 гг.). Успех серии был таков, что издатель расширил её сначала до 46, а потом и до 100 гравюр. Все они выполнены в одном формате обан — 24−25 см на 36−38 см.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-6-1638050827.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-7-1638050827.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-8-1638050827.jpg)
Интересно, что до обращения к пейзажам Хокусай чаще всего работал в жанре укиё-э (что можно перевести как плывущий, то есть переменчивый, мир) — сценки из повседневной жизни с участием гейш, борцов сумо, актёров театра кабуки. Нередко писал он и эротические сюжеты. Всё это пользовалось высоким спросом у всех слоёв населения.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-10-1638050827.jpg)
На рубеже 1820−1830-х ужесточается цензура, привычные сюжеты с куртизанками и актёрами уже не проходят в печать. В это же время улучшается состояние дорог, что приводит к росту того, что сегодня можно было бы назвать туризмом. Сам Хокусай довольно много путешествовал. Становится популярным такой жанр как туристический гид. На этом фоне и появляется серия с многочисленными видами горы Фудзи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-12-1638050827.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-13-1638050827.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-14-1638050828.jpg)
Известная с 8-го века ксилография на протяжении столетий использовались в Японии в основном для тиражирования текстов. В 17-м веке появились первые напечатанные рисунки. В 1765 году произошёл технологический прорыв — японцы научились печатать на одном листе гамму цветов. Художники, которые до этого работали в монохромном режиме и раскрашивали гравюры вручную, постепенно перешли к полихромной живописи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-16-1638050828.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-17-1638050828.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-18-1638050828.jpg)
Каждый отпечаток требовал сотрудничества четырёх мастеров: художника, гравёра, печатника и издателя. Последний определял сюжет будущей гравюры. Художник создавал изображение на бумаге. Затем резчик, следуя линиям, вырезал на дощечке из вишнёвого дерева контур в негативе — с рельефными линиями и областями, которые должны быть окрашены. Для каждого цвета готовили отдельную дощечку, их количество могло доходить до 20 (в случае с «Волной» понадобилось 8). Далее на дощечку наносилась тушь нужного цвета и снимался отпечаток. Репродукции можно было делать до тех пор, пока резьба на деревянных блоках не изнашивалась.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-20-1638050828.jpg)
Известно, что существует множество отпечатков «Волны». Во времена Хокусая такие гравюры были недорогими (за один лист просили ту же цену, что за две порции лапши) и их печатали, пока на них был спрос. Гравюры по одному и тому же дизайну различаются цветопередачей и эффектами. Сколько именно отпечатков было сделано в период Эдо и сколько из них сохранилось до наших дней, — загадка, над которой бьются исследователи. Никаких записей об этом не существует. По оценкам экспертов, речь идёт о порядка 8 тыс. отпечатков. В то время они не считались ценными, их владельцы не особо заботились о них и в большинстве случаев просто выбрасывали. Землетрясения и пожары также были частыми в японских городах, и многие гравюры были уничтожены. По данным исследователя Капуцина Коренберга, существует 111 оригинальных отпечатков «Волны».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-22-1638050828.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-23-1638050828.jpg)
Фудзи как синоним вечности
Гора Фудзи, высота которой составляет 3776 метров, считается священной, это место паломничества синтоистов и буддистов. Хокусай изображает потухший вулкан как немого свидетеля привычных событий. Что бы ни происходило с людьми, безучастна гора, и в её монолитности зритель должен найти покой.
Согласно японской традиции, в горах скрывались паломники, люди отправлялись туда, чтобы набраться сил, вылечиться, получить озарение. В период Эдо и ранее на Фудзи поднимались реже по сравнению с горами Кумано. Именно последние считались красивыми, по мнению японцев, к тому же, они были ближе к культурному и религиозному центру Киото. О том, как прекрасна и величественна в своём геометрическом совершенстве Фудзи японцев уже позднее убедили европейцы.
Движение в картине «Большая волна в Канагаве» идёт справа налево, согласно японской традиции чтения. Таким образом, рыбачьи лодки являются активным началом, они двигаются по направлению к волне.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-25-1638050828.jpg)
Вода кажется противопоставленной земле. Но если мы присмотримся к форме одной из волн, то заметим, что она повторяет очертания Фудзи. Хокусай говорит таким образом, что мир един и проявляется в различных комбинациях. Бесконечная цикличность выражена в пенных изгибах, которые расходятся, создавая новые линии, а множество маленьких волн повторяет формы большой волны.
Человек в такой картине мира оказывается не в позиции жертвы, но естественным элементом непостоянства природы. «Большая волна» воплощает японскую философию о переменчивости мира.
Хокусай как синоним искусства
Художник родился в 1780 году в Эдо (современный Токио). Уже в 6 лет ребёнок начал рисовать с натуры, в основном его интересовали простые люди. Он получил хорошее образование, был знаком с телескопом. Подтверждением тому служат не только рисунки этого инструмента, которые встречаются в творчестве мастера, но и композиция некоторых изображений. Например, на отдельных видах Фудзи нарисована очень крупно, остальное же отсечено — так, как если бы Хокусай хотел перенести на бумагу тот вид горы, который он разглядел в телескоп.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-28-1638050828.jpg)
Хокусай был горожанином, как и основная масса его аудитории. Он работал в основном на Хонсю. В то время на острове самыми крупными были города Эдо (где располагалась резиденция сёгуна), Киото (древняя столица, где находился императорский двор), Осака (промышленный и торговый центр), Нагоя и Нагасаки (ворота Японии, крупный пор, где жили иностранцы и велась активная торговля).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-30-1638050828.jpg)
Спрос в Японии на печатную продукцию был высок. Продавались не только полные картинок книги, но и отдельные листки, на которых было что-то изображено в дополнение к основному изданию.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-32-1638050828.jpg)
Согласно японской изобразительной традиции, предметы, которые находились дальше, изображались на рисунке выше. Хокусай, знакомый с некоторыми европейскими образцами искусства (через связи с голландскими купцами), освоил принцип перспективы. Нельзя сказать, что он был первым в Японии, кто узнал о ней, — на островах были знакомы с техникой уже в 1740-х. Однако для японцев это было нечто развлекательное, а не новаторский взгляд на живопись.
В своих работах Хокусай совмещал европейскую и японскую традиции. Видимо, в этом и кроется секрет его поздней популярности во Франции и других странах: европейцам было легче понять рисунки Хокусая с привычной их взгляду перспективе, сдобренной японским колоритом.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-34-1638050828.jpg)
Художник десятки раз менял имена и стили. Самый знаменитый псевдоним — Хокусай — он взял в 1797 году. Его наследие составляет около 20 тыс. работ. О своём творческом пути он писал так: «С 6 лет у меня была страсть к копированию формы вещей, а с 50 лет я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к 70-летнему возрасту, нет ничего, что стоило бы принимать во внимание. В свои 73 года я частично понял строение животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. Итак, в 86 лет я продвинусь дальше; в 90 я ещё глубже проникну в их тайный смысл, а к 100, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится 110, каждая точка, каждая линия будет жить своей собственной жизнью».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-11/28/38862-entry-36-1638050828.jpg)
Самой крупной из работ Хокусая является 15-томный сборник «Манга», включающий почти 4 тыс. зарисовок. В 1839 году пожар уничтожил студию Хокусая и большую часть его работ. К этому времени его уже теснили другие художники, который становились всё более популярными. Несмотря на это, Хокусай никогда не переставал рисовать.
Он умер весной 1849-го, всего за четыре года до того, как открытие портов резко изменило и японскую, и мировую культуру.