Эдуар Вюйар говорил: «Я не делаю портретов, я рисую людей в их домах». Каждая картина погружает зрителя в сюжет, стирает социальные границы, открывает нечто личное, интимное: женщины за рукоделием, узор на шали, парковые пейзажи и тихие спальни. В архиве мастера не только фигуры и портреты в окружении интерьеров, но также многочисленные натюрморты, иллюстрации, гравюры, настенные композиции и театральные декорации.
Биография Эдуара Вюйара
Эдуар Вюйар родился в небольшом городке Кюизо на востоке Франции 11 ноября 1868 года. Спустя 9 лет семья переезжает в Париж. Юный Эдуар большую часть времени проводит в кругу женщин: мамы, бабушки и старшей сестры, занимающихся пошивом одежды и рукоделием. В дальнейшем женские образы станут неотъемлемой частью его произведений.
Тихая размеренная жизнь в доме полном разноцветных тканей, ниток и тесьмы способствовала прилежанию, развитию хорошего вкуса и правильного восприятия цветов, а многообразие фактур и фасонов погружало юного Эдуара в мир деталей.
Успешно окончив школу и получив престижную стипендию на обучение в лицее Кондорсе (Lycee Condorcet), будущий мастер изучает риторику и искусство, делает первые рисунки, отличающиеся мелкими деталями и близкими тонами. В лицее он принимает решение стать художником. Здесь же происходит судьбоносное знакомство с Морисом Дени (Maurice Denis), Кер-Ксавье Русселем (Ker-Xavier Roussel), Пьером Вебером (Pierre Weber), Орелиеном Лунье-По (Aurelien Francois Marie Lugne-Poe).
В 1885 году Эдуар Вюйар учится в художественном училище, где знакомится с Пьером Боннаром (Pierre Bonnard), а после в Академии Жулиана (Academie Julian). В 1887 году, после ряда неудачных попыток, становится студентом Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), где изучает академические науки. Вюйар посещает студии именитых художников Роберта Флери (Robert de Fleury) и Вильгельма-Адольфа Бугро (William-Adolphe Bouguereau).
В 1889 году молодой живописец присоединяется к неформальному художественному объединению «Наби» (Les Nabis, в переводе с французского означает «Пророки»), в котором уже состояли его друзья. Увлекаясь наравне с другими набитами творчеством Поля Гогена (Eugene Henri Paul Gauguin), Эдуар Вюйар также интерпретирует японские гравюры, вырабатывает собственный стиль. Творчество мастера приобретает ярко выраженный декоративный характер, в котором узоры и детали становятся важнее лиц. За открывающийся в картинах внутренний мир героев живописца называют «интимным Наби».
После распада группы в 1900 году Вюйар много путешествует, вдохновляется пейзажами Венеции, Нормандии и Бретани. Намеренно отклоняется от новых тенденций в искусстве — творческие приоритеты отдаёт реализму. Картины приобретают глубину и объём, которых не было в прежних работах. Композиции становятся более крупными и монументальными. Теперь их предназначение — большие загородные дома, театры, дворцы.
С началом Второй мировой войны и приближением немецкой армии Эдуар Вюйар вынужденно покидает Париж и умирает 21 июня 1940 года в Ла-Боль-Эскублак на западе Франции.
Самые известные картины Эдуара Вюйара
Картины Эдуара Вюйара восхищают ценителей искусства великолепием свободы вдохновения, чистотой палитры. Большая часть произведений искусства собрана в парижских музеях Орсе (Musee d’Orsay) и Пти-Пале (Musee du Petit Palais). Отдельные работы находятся на хранении в музее Тулуз-Лотрека (Musee Toulouse-Lautrec) в Альби, европейских и американских выставочных центрах, частных коллекциях. Наиболее известные из них:
- «Интерьер, мать и сестра художника» (Interior. Mother and Sister of the Artist; 1893) — социально-острое, дерзкое и технически изящное произведение, обнажающее личные отношения, вызывающее чувство неловкости и тревожности.
- «Женщина в полосатой блузе» (Femme en chemisier raye; 1895) — лёгкими штрихами в палитре двух цветов на декоративной керамической тарелке художник изобразил контуры женщины в полосатой блузе.
- «Персонажи в интерьере» (Personnages dans un interieur; 1896) — одна из четырёх декоративных панелей, сделанных в доме кардиолога Анри Вакеса.
- «В саду» (Dans le jardin; 1898) — незакрашенные участки картона задают тон картины, подчёркивают мимолётность мгновения. Краска же выполняет только вспомогательную функцию — помогает увидеть детали пейзажа: комья земли, садовую мебель, складки одежды.
- «Мизиа Натансон и Феликс Валлоттон в Вильнёве» (Misia Nathanson et Felix Vallotton a Villeneuve; 1899) — самое дорогое живописное произведение художника, проданное аукционным домом «Кристис» в 2017 году за 17 миллионов долларов. Главная героиня картины — Мизиа Натансон, муза художника.
- «Гранд Тедди» (Le Grand Teddy; 1918) — самая большая (150х290 см) из трёх овальных картин, написанных для парижских чайных комнат Grand Teddy. До 1922 года размещалась на стене кафе в окружении ландшафтных овалов меньшего формата.