Жан-Батист Грёз: французский живописец, воплотивший в своем творчестве идеи сентиментализма
0
983
просмотров
Жан-Батист Грёз — французский художник второй половины XVIII столетия, ставший самым ярким представителем сентиментализма в живописи. Творчество Жана-Батиста Грёза направлено на воспитание нравов и воспевание семейных добродетелей. В картинах этого автора смешиваются традиции рококо и голландского реализма. Чаще всего он писал бытовые сцены и полные скрытой чувственности портреты молодых девушек, реже обращался к историческому жанру.
Жан-Батист Грёз. Картина «Автопортрет», 1769

Биография Жана-Батиста Грёза

Жан-Батист Грёз родился в небольшом бургундском городке Турню 21 августа 1725 года. Он был шестым ребенком в семье кровельщика и с детства проявил талант к рисованию. Отец был против этого увлечения и хотел, чтобы сын сделал карьеру в торговле. Переубедить его помог первый учитель мальчика в сфере живописи Шарль Грандон (Charles Grandon). Вместе с ним молодой художник уезжает в Париж и в 1750 году поступает в Королевскую академию художеств. Спустя пять лет он был принят кандидатом в академики.

Жан-Батист Грёз. Картина «Гитарист», 1757
Жан-Батист Грёз. Картина «Разбитые яйца», 1756

Жан-Батист Грёз к моменту завершения учебы уже достиг успеха в бытовом жанре. Но ему хотелось преуспеть и в более почетном историческом. Для этого он в течение года стажировался в Риме, но мало преуспел и продолжал создавать воспевающие мораль семейные сцены. Когда наконец-то была написана «академичная» работа «Север и Каракалла», критики встретили ее холодно. После выставки директор Академии посоветовал автору вернуться к поучительным жанровым сюжетам, которые даются ему намного лучше. Художник, однако, был возмущен и перестал выставляться в парижском Салоне.

Жан-Батист Грёз. Картина «Не шуми!», 1759
Жан-Батист Грёз. Картина «Север и Каракалла», 1769

После 1767 года живописец демонстрировал картины в собственной студии и приобрел многочисленных восхищенных поклонников. Для поддержания достатка он часто писал портреты на заказ. Современные зрители ценят Грёза именно как портретиста, прекрасно умеющего передать индивидуальные черты моделей. Среди заказчиков мастера было много представителей знати, включая русских дворян. Он пользовался покровительством маркизы де Помпадур и даже Екатерины II.

Жан-Батист Грёз. Картина «Головка молодой девушки», 1775
Жан-Батист Грёз. Картина «Мальчик в красном жилете», 1775

В 1759 году художник женился на дочери книготорговца Анне-Габриэль Бабути (Anne-Gabrielle Babuti), но брак оказался крайне неудачным. Супруга заводила романы с учениками и натурщиками мужа, а также в огромных количествах расходовала его деньги. Все это привело к разводу в 1793 году, после которого живописец стал банкротом. Поправить дела он уже не смог: на волне революционных событий общественные вкусы изменились, и нравоучительно-сентиментальные сюжеты вышли из моды.

Жан-Батист Грёз. Картина «Портрет графа Строганова в детстве», 1778
Жан-Батист Грёз. Картина «Белая шляпка», 1780

Умер Жан-Батист Грёз в нищете 4 марта 1805 года и оставался забытым до второй половины XX века. Сейчас его работы выставляются в Лувре, Эрмитаже, Метрополитен-музее и других лучших собраниях мира. Еще одно наследие художника — ученики, среди которых было много женщин. Это Констанция Майер (Constance Mayer), Женевьева Броссар де Больё (Genevieve Brossard de Beaulieu) и собственная дочь живописца, Анна-Женевьева.

Жан-Батист Грёз. Картина «Портрет графа А. П. Шувалова», 1781
Жан-Батист Грёз. Картина «Николя-Пьер-Батист Ансельм», 1790

Самые известные картины Жана-Батиста Грёза

Картины Грёза отличаются совершенной компоновкой фигур, изяществом линий и свежестью красок, хотя им и свойственна некоторая театральность. Современников автора больше всего восхищали его бытовые сцены, а в наше время высоко ценятся полные натурального сходства и выразительности портреты. Вот несколько знаменитых произведений художника:

  • «Прачка» (1761). Жанровая картина, вдохновленная шедеврами голландских мастеров. Два столетия она оставалась неизвестной, так как хранилась в шведской частной коллекции. В 1983 году ее выкупил Музей Гетти.
  • «Паралитик» (1763). Эта работа пользовалась невероятным успехом и была приобретена Екатериной II. Второе ее название — «Плоды хорошего воспитания».
  • «Разбитый кувшин» (1771). Еще одно необычайно популярное произведение этого живописца из луврской коллекции. Разбитый кувшин и положение рук героини намекают на потерю невинности.
  • «Отцовское проклятие» (1777). Сын сообщает о своем решении уйти в армию, а отец его проклинает. Мнение автора однозначно: сын совершает непоправимую ошибку.
  • «Княгиня Варвара Николаевна Гагарина» (1782). Платье княгини Гагариной, урожденной Голицыной, напоминает наряды Марии Антуанетты. Портрет мало известен в России, поскольку хранится в Метрополитен-музее.
Жан-Батист Грёз. Картина «Прачка», 1761
Жан-Батист Грёз. Картина «Паралитик», 1763
Жан-Батист Грёз. Картина «Разбитый кувшин», 1771
Жан-Батист Грёз. Картина «Отцовское проклятие», 1777
Жан-Батист Грёз. Картина «Княгиня Варвара Николаевна Гагарина», 1782

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится