«Старица Алена»
О жизни Алены до восстания Степана Разина известно мало. Судя по всему, она родилась в казачьем селе Выездная Слобода недалеко от города Арзамаса (отсюда ее будущее прозвище Арзамасская). Родилась Алена в первой половине XVII века, но год ее рождения неизвестен. Родители девочки были крестьянами. Село, в котором она родилась и жила, принадлежало боярскому роду Салтыковых.
В 1649 году в России было принято Соборное уложение, которое положило начало крепостному праву. Согласно уложению, землевладелец получал право распоряжаться и имуществом, и жизнью крепостного. Женщина-крестьянка была в еще более бесправном положении, чем мужчина. Как и любого крепостного, ее могли продать или обменять. Была даже установлена фиксированная цена, за которую можно было приобрести крестьянку — пять рублей. Примерно в ту же сумму обошлись бы покупателю четыре молодых быка.
Когда Алена подросла, ее насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но брак продлился недолго: муж вскоре после свадьбы умер. В 19 лет Алена стала вдовой и столкнулась с домогательствами со стороны одного из помещиков. Чтобы обезопасить себя, она приняла монашеский постриг в соседнем Николаевском монастыре.
В монастыре Алена научилась читать и писать, а также собирать целебные травы и делать лекарственные смеси. Она быстро завоевала уважение местных жителей, ее даже прозвали «старица Алена». Однако монастырский быт был тяжелым, а Алена с детства отличалась независимостью, и ей хотелось большего.
В 1670 году началось восстание донского казака Степана Разина, ставшее крупнейшим среди казацко-крестьянских бунтов. Разин стал настоящим олицетворением казачьего свободолюбия, бросив вызов существующим порядкам, в том числе крепостничеству. Атаман говорил, что хочет дать свободу простым людям и восстановить справедливость. «Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться», — заявлял Разин.
Алена вдохновилась идеями Разина и приняла решение покинуть обитель, чтобы присоединиться к восставшим. Она тайком сняла облачение, переоделась в мужскую одежду и навсегда покинула монастырь.
Амазонка и ведьма во главе войска
Алена собрала боевой отряд из 200 или 300 человек. Информации о том, почему люди решили последовать за ней, не сохранилось. Сначала новоиспеченная предводительница повела их к Касимову, но, узнав, что на этом пути ее поджидают царские войска, повернула в сторону города Темникова, где планировала встретиться с отрядом Федора Сидорова. По дороге к Алене присоединилось еще 300 человек. Крестьяне встречали ее как освободительницу от крепостного права.
Ходили слухи, что на самом деле Алена — ведьма. Рассказывали, будто она носила с собой особые «заговорные письма и коренья» и побеждала с их помощью. Ее также сравнивали с амазонкой, которая «превосходила мужчин своей необычной отвагой». Девушка отрезала волосы, носила доспехи и продолжала одеваться, как мужчина. Есть версия, что отряд бывшей монахини не знал, что их ведет в бой женщина, потому что Алена скрывала свой пол.
Считается, что «старица» и правда лично участвовала в сражениях и фактически играла роль казачьего атамана. Впрочем, некоторые современные исследователи участие бывшей монахини в битвах в качестве военачальника ставят под вопрос, в том числе и потому, что казачьим атаманом мог быть только мужчина. Вплоть до XX века Алена оставалась единственной женщиной, которой приписывали атаманский статус.
Войско атаманши постепенно росло, и в конце концов под началом Алены оказалось более 2000 человек. Алена взяла под свой контроль Темников и начала управлять им как градоначальница. В городе к «разинцам» отнеслись не слишком восторженно. «Тогда преступники делились на два вида. Тать — это, как сказали бы сейчас, уголовники и воры, те, кто совершил преступления против государства, — рассказывал краевед из Темникова Сергей Бахмустов, — повстанцы (такие как Алена и ее люди) считались ворами. Не исключено, что некоторые из них занимались самым примитивным разбоем».
Сопротивление и плен
В Темникове Алена поселилась в бывшей резиденции местного воеводы. Вместе с Федором Сидоровым ей удалось удерживать контроль над городом больше двух месяцев. Как градоначальница, Алена заботилась о горожанах, в частности организовала лечение раненых. Были установлены новые городские порядки: все вопросы решались сообща, во время общих собраний.
Правление Алены, однако, было недолгим. 30 ноября 1670 года царские войска атаковали восставших, находившихся в тот момент в 15 километрах от Темникова. Повстанцы проиграли, и город остался фактически без защиты. Царский воевода Волжинский вошел в город. Оставшиеся в городе «разинцы» сдаваться не хотели. В их числе была и Алена, которая спряталась в церкви и стала обороняться.
«Она продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена», — писал современник Арзамасской немец Иоганн Фриш, собиравший свидетельства о восстании Степана Разина.
По словам Фриша, когда солдаты Долгорукова нашли лук Алены, никто из них не смог его до конца натянуть — такой тугой оказалась тетива. Плененную Алену признали воровкой и еретичкой. При ней нашли некие коренья, которые посчитали ведьмовскими снадобьями, и к прочим обвинениям прибавилось еще одно — в колдовстве. Считается, что в России, в отличие от Европы, не было охоты на ведьм, но на самом деле борьба с колдунами все же велась, а ведуний так же сжигали на кострах.
Жестокое наказание за колдовство
«Женским» колдовством считались ворожба и знахарство — последним как раз занималась Алена. Народный страх перед колдуньями хорошо описывает миф об Иване Грозном. Ходило предание, что царь хотел избавить страну от безбожия и решился уничтожить ведьм и якобы приказал сообщать о ведуньях. Некоторые женщины оказались жертвами доносов. Их привезли в Москву со всех концов страны и посадили в тюрьмы. Затем колдуньи были собраны на одной из площадей и сожжены.
В 1653 году, уже при Романовых, был введен прямой царский запрет на колдовство, в котором говорилось: «Хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить, того б государь великои жестоко казнил без пощады». По словам доктора исторических наук Надежды Беловой, «обвинения в колдовстве нередко становились способом расправы с опасными государственными преступниками, включая женщин». «В Московском государстве в XV–XVII веках колдовство считалось одним из наиболее опасных религиозных преступлений, — объясняет она. — По этой причине уличенные в любом из видов чародейства женщины наравне с мужчинами подвергались преследованию со стороны как духовной, так и светской власти, а наказание виновных отличалось особой суровостью».
После того как Алену Арзамасскую начали подозревать в колдовстве, шансов выжить у нее не осталось. Сначала атаманшу пытали, а затем приговорили к сожжению заживо. По словам одного из свидетелей, перед казнью Арзамасская «выразила желание, чтобы побольше лиц вели себя подобно ей и дрались также храбро, как она». «Ее мужество проявилось также во время казни, — рассказывал в своих «Поучительных беседах» Иоганн Фриш. — Когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Алена Арзамасская осталась в истории Мордовии как народная героиня, а ее история начала ассоциироваться с судьбой Жанны д’Арк.