В 1880 году журнал «Отечественные записки» опубликовал роман «Ревекка и ее дочери», написанный валлийкой Эми Дилвин. Так российская аудитория смогла впервые познакомиться с этой женщиной, которая была не только писательницей, но и главой крупного промышленного предприятия, а также иконой суфражисток.
Наследница
Эми Дилвин родилась 16 мая 1845 года в городе Суонси на юге Уэльса. Ее прадед Уильям Дилвин, квакер и аболиционист, эмигрировал в конце XVIII века из американских колоний в Великобританию. Отец, Льюис Ллевелин Дилвин, владел металлургическим заодом и был членом городского парламента. Тетя Мэри была одним из первых фотографов в Уэльсе, а кузина Тереза — астрономом. Старшая сестра Эми стала лепидоптерологом — то есть зоологом, изучающим бабочек.
Ранние годы Эми были вполне типичными для девочки из обеспеченной семьи в Викторианскую эпоху. Получив хорошее домашнее образование, в 18 лет она начала посещать балы и приемы в лучших домах Суонси и Лондона, включая Букингемский дворец. Дебютантка из богатой семьи заинтересовала потенциальных женихов — и вскоре была помолвлена с молодым валлийским аристократом Ллевелином Томасом. Но жених умер в 1864-м, незадолго до назначенного дня свадьбы. Говорят, Эми его не любила, поэтому не слишком переживала. Впоследствии она отвергала все брачные предложения от мужчин.
За несколько лет до своей неудавшейся свадьбы юная Эми познакомилась с богатой валлийской аристократкой Олив Тэлбот, которая была старше ее на три года. Эта юношеская дружба впоследствии переросла в нечто большее — и оказала на жизнь нашей героини и ее творчество большое влияние.
В литературу Эми привел общественный активизм. Не желая вести жизнь богатой бездельницы, она преподавала детям в школе в Киллае, деревне близ Суонси, и добилась открытия там «избы-читальни». Она хотела вести уроки и в вечерней школе, но отец решил, что это уже слишком, и запретил. Чтобы собрать деньги на развитие школы и другие благотворительные программы, Эми начала писать короткие аллегорические рассказы на религиозные темы для христианских журналов. Так началась ее карьера писательницы.
Писательница
В 1870–1880-х годах Эми написала семь романов, множество рассказов и поэм. Такая творческая плодовитость отчасти объяснялась болезнью — то ли гинекологической, то ли психосоматической, — из-за которой она в эти годы редко выбиралась за пределы родной усадьбы.
Первым в 1880 году был издан упоминавшийся выше роман, название которого правильнее было бы перевести как «Бунтарь Ребекки: История жизни киллайца». Главный герой, крестьянин Эван Уильямс, участвует в «Бунтах Ребекки», прокатившихся по Уэльсу в 1840-е годы из-за индустриализации и новых законов, которые сделали жизнь крестьян тяжелее. Протестующие вдохновлялись словами из Библии: «Они благословили Ребекку и сказали: <...> пусть потомки твои наследуют жилища врагов твоих». Лидеры отрядов называли себя «Ребекками» и часто переодевались в женскую одежду (будучи, естественно, мужчинами), а рядовые участники были, соответственно, «дочерями Ребекки». Эми Дилвин изображает протестующих с сочувствием, несмотря на то, что ее отец и дядя руководили подавлением восстания.
В следующем романе, который в русском переводе называется «Ложь» (он тоже был опубликован в «Отечественных записках»), Эми высмеивает обычаи высшего британского общества, которые она могла наблюдать в великосветских салонах. Но еще более скандальными стали «Кража со взломом или бессознательное влияние» (1883) и «Джилл» (1984). По выражению одного современного исследователя, эти романы «новаторски и пылки в выражении любви одной женщины к другой».
Вдохновение Эми, безусловно, черпала в собственных отношениях с Олив Тэлбот, которую в личных дневниках называла «своей женой». Они обменивались письмами и подарками, путешествовали вместе. Но все же Олив рассматривала Эми исключительно как близкую подругу, оставляя ее любовь безответной.
Хотя Дилвин поднимала в своих романах непростые темы, они издавались и имели коммерческий успех. Занималась она и публицистикой, регулярно печатаясь в американском журнале Spectator.
Предпринимательница
Однако в 1892 году Дилвин пришлось отложить перо и заняться бизнесом. Умер отец, а поскольку за два года до этого также не стало ее единственного брата, Эми пришлось встать у руля семейного предприятия — того самого металлургического завода в пригороде Суонси. Льюис Ллевелин оставил его c долгами на 100 000 футов стерлингов (на нынешние деньги это 8 млн). При этом семейный дом у Эми отобрали, поскольку наследовать его можно было только по мужской линии. Так что Дилвин пришлось спасать от банкротства завод, на котором работало 300 человек, не имея собственной крыши над головой.
«Я все в той же крохотной съемной квартирке, потому что решила не забирать никакие деньги из бизнеса, пока не расплачусь со всеми папиными кредиторами, — писала она в дневнике в середине 1890-х. — Может показаться странным, что я плачу своим рабочим 200–300 фунтов в неделю, а сама живу в таких условиях. Что ж, возможно, это и впрямь странно, зато честно».
Титанические усилия в итоге дали результат: к 1899 году все долги предприятия были погашены, и оно снова стало приносить прибыль. Тремя годами позже Эми зарегистрировала акционерное общество Dillwyn & Co., в котором была директором и крупнейшим акционером. А еще она, наконец, купила себе дом, впервые за 10 лет перестав скитаться по чужим углам.
Руководителем Эми была хорошим — акции завода росли. Но к 1906 году она устала от роли промышленника и выгодно продала свою долю в предприятии. После этого Дилвин смогла перевести дух и заняться тем, что ей было гораздо интереснее — общественным активизмом.
Феминистка
Став успешной писательницей и бизнесвумен, Эми не слишком считалась с обычаями викторианского общества. На похороны отца она пришла в светло-сиреневой юбке, с желтой розой на поясе и цветами на шляпке (на траурный наряд у нее все равно не было денег). Позже одежда Дилвин и вовсе стала напоминать мужскую, к тому же она не выпускала изо рта сигару. Однажды она написала в дневнике, что могла бы быть «наполовину мужчиной».
Но внешним обликом дело, конечно, не ограничилось. Когда на рубеже веков в Великобритании появилось Национальное объединение женских суфражистских обществ, Эми стала президентом его отделения в Южном Уэльсе. Она также жертвовала деньги Лиге освобождения женщин и устраивала общественные кампании за повышение зарплаты и улучшение условий труда женщин из рабочего класса.
Влиять на общественную жизнь родного Суонси ей помогало членство в попечительских советах местных школ и больниц. Один из них она даже некоторое время возглавляла и проявила на этом посту большую принципиальность. «Когда в совете есть такая бескомпромиссно честная женщина, как мисс Дилвин, ни о каких финансовых махинациях в нем не может быть и речи», — писала местная газета. К сожалению, этим Эми нажила себе немало врагов и вскоре была исключена из совета, успев, однако, собрать деньги на новую больницу.
«Критику в адрес мисс Дилвин можно свести к одному тезису: она женщина, а не мужчина, — рассуждало другое местное издание. — Эта половая неполноценность настолько явна, что даже ее явные административные способности и отсутствие женских черт в поведении, которые могли бы быть смущающими на деловых собраниях, не смогли ее перечеркнуть».
Эми Дилвин умерла в 1935 году в возрасте 90 лет. Свое состояние — 114 500 фунтов стерлингов (эквивалентная сумма сегодня составляла бы более 8 млн фунтов) — она завещала племяннице. В доме Эми сейчас работает Дом престарелых и инвалидов. Круглая синяя табличка на фасаде извещает, что здесь жила «первая в мире женщина-промышленник». Но помнят ее и как писательницу: например, в феврале 2017-го в Университете Суонси состоялся симпозиум на тему «Любовь и протест в творчестве Эми Дилвин».