Иоахим Патинир. «Пейзаж с Хароном, переправляющимся через реку Стикс» (1520–1524)
Жанр пейзажа рождается в эпоху Ренессанса — сначала как часть сюжетных композиций в основном на библейские темы. Первый нидерландский художник, у которого пейзаж приобретает самостоятельное значение, — Иоахим Патинир. Его картина «Пейзаж с Хароном, переправляющимся через реку Стикс» уникальна не только поэтому: в ней соединяются античные мотивы (река Стикс, перевозчик душ Харон, вход в Аид, охраняемый трехглавым Цербером) и христианский сюжет — ад и рай (с ангелами, символическими животными и Фонтаном жизни).
Ладья Харона находится посреди реки и направляется к зрителю. Душа у ног огромной фигуры смотрит на «адскую» сторону: побережье с плодовыми деревьями там выглядит привлекательнее, чем скалы у входа в рай. Тем самым зрителю сообщают: путь в рай тернист, а путь греха соблазнителен. Но морально-этическим поучением смысл картины не ограничивается. Обширная панорама (так называемый мировой пейзаж, написанный с высокой точки) со множеством занимательных деталей, фантастических скал, вполне убедительных животных, кошмарных мелких чудовищ в духе Босха, городом с церковью на заднем плане расширяет значение картины. Это образ огромного мира, включающего в себя и сказочное, и реальное.
Геркулес Сегерс. «Скалистый пейзаж с дорогой и рекой» (между 1615 и 1630 годом)
Голландский офортист и живописец Геркулес Сегерс похож на романтика, хотя родился за два с половиной столетия до появления романтизма. Коммерчески успешным художником Сегерс не был, но его изобретения и эксперименты в гравюре уже после его смерти оценили другие мастера — например, сам Рембрандт купил восемь работ Сегерса. Эксперименты Сегерса связаны с цветной печатью, новыми техниками, напоминающими акватинту и резерваж, использованием японской бумаги и ткани для отпечатков. В гравюре «Скалистый пейзаж с дорогой и рекой» отсутствуют типичные для Голландии сюжеты (идущие путники, всадники, крестьяне за сельскохозяйственными работами и др.), оживляющие ландшафт: здесь нет людей, а маленькие домики затеряны в неуютной суровой долине. Масштаб этого мира не понятный, человеческий, а космический. Резкое кадрирование необычно для голландского пейзажа этого времени, а фантастические горы и взгляд сверху встречаются у более ранних нидерландских мастеров (например, у Брейгеля). Структура гор кажется пористой, а светотень — глубокой и мрачноватой. Смешанная техника и работа пятном (а не отдельными штрихами) создает эффект, напоминающий скорее живопись, чем гравюру.
Каспар Давид Фридрих. «Крест в горах» (1808)
Картина немецкого романтика Каспара Давида Фридриха кажется мистической: в отдалении от зрителя — высокая гора, поросшая ельником; распятие, повернутое к условно изображенным лучам заходящего солнца. Полукруглое завершение напоминает об алтарных картинах; золоченая рама по рисунку самого Фридриха, выполненная Генрихом Кюном, содержит христианскую символику (колосья пшеницы и виноград отсылают к евхаристии, в треугольнике изображено Всевидящее око). Зритель может задаться вопросом: что изображено на картине — настоящая Голгофа с умирающим на кресте Христом или скульптурное распятие в горах?
Картину Фридрих писал в подарок королю Швеции Густаву IV Адольфу, однако в итоге она досталась графу Францу Антону фон Тун-Гогенштейну. Невесте графа понравилась одна из работ Фридриха, и Тун-Гогенштейн уговорил художника продать ему «Крест в горах». Фридрих согласился, поставив условие: пейзаж следует водрузить на пьедестал, задрапированный темной тканью, и выставить в капелле замка фон Тун-Гогенштейнов Течен рядом с алтарным образом. Однако заказчик обещания не сдержал: полотно повесили в супружеской спальне.
Соединение пейзажа с религиозной живописью было новаторским: до этого пейзаж относился к низшим жанрам. Немедленно разгорелась полемика в прессе: главным критиком выступил прусский дипломат и художественный критик Базилиус фон Рамдор, противник романтизма, написавший в журнале Zeitung für die elegante Welt, что пейзажная живопись «прокрадывается в церкви и пробирается на алтари». В ответ Фридрих объяснил смысл картины: изображенная скульптура символизирует Христа, отражающего свет Бога Отца, которого нет на земле (заходящее солнце). Скала с крестом означает христианскую веру, а вечнозеленые ели и плющ — надежду на вечную жизнь. Так впервые художник выразил свои религиозные чувства через пейзаж.
Фернан Кнопф. «Покинутый город» (1904)
На рисунках бельгийского художника-символиста Фернана Кнопфа по памяти и по фотографиям воспроизведен город его детства — Брюгге (там он провел первые пять лет своей жизни). В «Покинутом городе» домики на площади Вунсдахмаркт соседствуют с подступающей водой. Пустынный город оставлен людьми, с постамента исчезла статуя Ганса Мемлинга — знаменитого художника XV века и местной гордости. Кнопф никогда не возвращался туда, не желая видеть изменения города (в начале XX века Брюгге начал превращаться в туристический центр). Он хотел запомнить старый Брюгге — тихий опустевший город, утративший былую славу крупного торгового центра (к XV веку канал Звин занесло песком, и Брюгге потерял выход в Северное море). Этот образ города-призрака, в котором остались лишь воспоминания о славном прошлом, позаимствован из повести бельгийского писателя Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» (фронтиспис к этому произведению Кнопф иллюстрировал в 1892 году).
В рисунке Кнопфа в город возвращается море — но не для того, чтобы вернуть туда жизнь: теперь это своего рода меланхолический мемориал, фантазия, странный и печальный сон.
Рене Магритт. «Империя света» (1950)
Пейзаж сюрреалиста не может не быть странным, и Магритт соединяет в «Империи света» дневное небо с открыточными облаками и ночной пейзаж с фонарем и безлюдной улицей. Этот коллажный принцип — общий для большинства его парадоксальных работ, похожих на интеллектуальный ребус, с поэтическими названиями, не расшифровывающими смысл. Сам художник говорил, что в картине есть логика, раз на планете в разных полушариях одновременно день и ночь. Магритт вдохновлялся световыми эффектами викторианского живописца Джона Аткинсона Гримшоу: некоторые из его работ изображали уединенные дома или усадьбы с эффектами закатного освещения. Название картины придумал бельгийский поэт, друг Магритта Поль Нуже, из чьей поэмы в прозе «Любитель рассвета» был взят образ противостояния ночи и дня.
Картины с этим сюжетом были настолько популярны у покупателей, что Магритт повторял его вновь и вновь: начиная с 1949 года как минимум 16 раз, и это считая только живопись маслом. Картина сильно повлияла на массовую культуру — от рекламы до фильма ужасов 1973 года «Изгоняющий дьявола».